Радиоцензура

Шедевр

Римантас Плейкис

Вильнюс, 2002-2003 г.

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Иновещание широко освещено в литературе. Увы, этого пока нельзя сказать о радиоцензуре (синонимы: радиозащита, радиоподавление, постановка помех, глушение, радиопротиводействие, забивка антисоветских радиопередач, радиоэлектронная борьба).

 

В статье Читатель найдет минимум технических сведений о радиоподавлении, полезный для расширения профессионального кругозора работников связи, радиовещания и журналистов.

 

Надеюсь, что моя работа послужит толчком для изучения постановки помех в странах, которые ее широко применяли. До сих пор известна лишь одна научная статья о глушении, написанная чешским автором.

 

СССР производил забивку “антисоветского радиовещания” почти 60 лет, с большой интенсивностью – 40 лет. Тема живая: радиозащита Китая, Кубы, Ирана, Вьетнама и других стран засоряет международный эфир искусственными помехами.

 

Автор

                                                                  ______________________

 


 

Идеологическое противостояние Востока и Запада в годы холодной войны сопровождалось   радиоподавлением. То, что во Всеобщей декларации прав человека именуется «свободным потоком информации сквозь государственные границы», СССР расценивал как «грубое вмешательство во внутренние дела страны и антисоветскую пропаганду».

В области военной связи радиоподавление впервые применили немецкие вооруженные силы в годы Первой мировой войны. В начале 20-х Рейхспост (почтовая служба Германии) глушл радиотелеграфную линию между Петроградом и Парижем при помощи 5-киловаттного искрового передатчика. Установка позднее перешла в руки Рейхсвера и в 1926 г. еще находилась в Берлинском районе Рулебен. В 1923 г. французы из Эйфелевой башни создавали помехи телеграфному передатчику Берлина.

Первенство в области глушения принадлежит Германии и Советскому Союзу. В конце 20-х Берлин блокировал радио Коминтерна. В 1931 г. СССР глушил передачи Румынского радио. С 1934 г. Австрия транслировала шум на волне Берлина. В 1936 г. Италия глушила передачи из Лондона, направленные на Абиссинию. В 1937 г. вспыхнула радиовойна между Москвой и Мадридом. В 1938 г. СССР глушил иновещание радио Германии, а немецкий Рейх подавлял передачи Московского радио и Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation – BBC; список сокращений в конце текста) на немецком языке.

В 1940 г. Советский Союз начал систематическое глушение радио Ватикана. В 1941-1945 г. происходили эфирные сражения между СССР и Германией. Берлин передавал на волнах Москвы и Лондона короткие враждебные комментарии, на что последние отвечали тем же. В 1946 г. продолжалось обоюдное глушение передач Москвы и Мадрида. 3 февраля 1948 г. началось широкомасштабное глушение передач “Голоса Америки” (Voice of America – VOA), 13 апреля – передач ВВС из Лондона.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимали постановления о строительстве всесоюзной сети дальней и ближней радиозащиты. Их претворяло в жизнь министерство Cвязи. Толчком для развития радиоподавления послужила история учительницы советской школы в Нью-Йорке Оксаны Косенкиной, выбросившейся из окна консульства в августе 1948 г. Событие получило широкую огласку в передачах VOA и вызвало много слухов. В 1949 г. заметно усилились помехи на всех частотах зарубежных радиостанций, вещающих на Советский Союз.

Секретарь ЦК КП Литвы А. Снечкус в письме от 30 марта 1951 г. министру связи СССР Н. Псурцеву требовал для вильнюсского объекта № 600 дополнительно выделить 6÷8 передатчиков. К концу года в Вильнюсе работало 18 передатчиков глушения министерства Связи, 1 – Гражданского воздушного флота и 1 – министерства Рыбной промышленности. В приложении письма сказано, что “В массированные сеансы антисоветского вещания с 06-15 до 06-45, с 00-15 до 00-45 и с 17-15 до 17-45, когда работают одновременно 66, 48 и 45 вражеских радиостанций, обеспечить полную забивку не возможно из-за нехватки радиосредств”. В другом письме на имя секретаря ЦК КПСС Г. Маленкова А. Снечкус просит подключить для глушения береговую радиостанцию в Кретинге. 8 декабря 1953 г. ЦК КП Литвы принял постановление “О ходе строительства объектов № 60 и № 61”. В нем требовалось ввести в эксплуатацию шяуляйский и клайпедский объекты до 25 декабря 1953 г.

Состояние на 1 января 1954 г. по Литве: на вильнюсском объекте № 600 установлено 30 передатчиков с перспективой увеличения их количества до 40 штук (запланировано 940 тыс. рублей для закупки оборудования и реконструкции антенн), на каунасском объекте № 603 – 22 передатчика (план – 30), на шяуляйском объекте № 60 – 15 (увеличить их количество нет возможности из-за отсутствия площади тех. помещений и территории; необходимо строительство нового радиоцентра), на клайпедском объекте № 61 – 21 передатчик (план – 30). Строительство последнего обошлось в 120 тыс. рублей, аппаратура – в 247 тыс. Совет Министров Литвы обратился в Совмин СССР и ЦК КПСС с просьбой обязать союзное министерство Связи в Паневежисе “построить новый объект для борьбы с а/с вещанием”, так как “количество регистрированных радиоприемников в городе и его окрестностях – 3000 шт.”

Для радиозащиты выделялись большие средства, о чем свидетельствует стремительный рост мощностей. В 1949 г. в Советском Союзе радиоэлектронная борьба велась с помощью 350 коротковолновых (КВ) передатчиков. В 1950 г. их было 600, в 1955 г. – около 1000, в социалистических странах – еще 700, однако положение “по забивке антисоветского вещания” не считалось удовлетворительным. Так, в постановлении ЦК КП Литвы от 23 сентября 1954 г. “О мерах борьбы с антисоветской пропагандой по радио” отмечено, что “несмотря на сдачу в эксплуатацию в 1953 г. в городах Вильнюс, Каунас, Шяуляй и Клайпеда специальных объектов, защита от антисоветских радиопередач в полной мере не обеспечена”. Кроме прочего, было решено “обязать министерства и ведомства Литовской ССР, имеющие в своем ведении радиопередатчики мощностью 0,5 кВт и выше, предоставлять их безвозмездно по требованию Уполномоченного связи для заглушения антисоветского радиовещания”. В “Плане усиления защиты территории Литовской ССР от антисоветского радиовещания” предусмотрено к 1958 г. “увеличить количество радиоволн, подлежащих заглушению”, до 45.

Не удивительно, что при таких тенденциях резолюция ООН от 14 декабря 1950 г., осудившая глушение, не имела воздействия на Кремль. В начале 60-х годов сеть ближней и дальней радиозащиты СССР (не считая объектов в соц. странах) включала около 1700 передатчиков общей мощностью порядка 16.000 кВт. Много это или мало? В утренние и вечерние часы на Советский Союз вели вещание одновременно до 70 передатчиков “капиталистических стран” общей мощностью около 8.000 кВт. Не смотря на перевес по мощности, радиозащита не могла полностью оградить население от “массированных антисоветских радиосеансов”. 19 января 1961 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы с вражеской радиопропагандой», поставившее задачу значительно усилить сеть радиозащиты и с этой целью создать специальное управление в министерстве Связи СССР.

Материальная база росла как в количественном, так и в качественном отношении. После окончания Второй мировой войны на многих РПП еще имелось оборудование из «спецпоставок» – трофейное немецкое, а также приемники и передатчики бывших американских союзников. Например, на каунасском оъекте № 603 и его контрольно-корректировочном пункте (ККП) в 1953 г. было 10 передатчиков «BC» (1 кВт) и несколько приемников “AR-88” американского производства. В 50-е и 60-е годы отечественная промышленность освоила производство cвязных и вещательных КВ передатчиков, пригодных и для создания радиопомех: «КВ-5», «ПКВ-20», «Снег» (100 кВт), «КВМ-120».

Крупнейшими целями радиоподавления стали «Свободная Европа» («Radio Free Europe» – RFE) и «Свобода» («Radio Liberty» – RL). В 1949 г. американский “Комитет cвободной Европы” (Free Europe Committee) сначала пытался арендовать передатчики коммерческих р/с Люксембурга, Монте-Карло и «Европа-1». Получив отказ, американцы были вынуждены строить собственную радиосеть. Чехо-словацкая служба RFE вышла в эфир 4 июля 1950 г. через 7,5-киловаттный КВ передатчик под кодовым названием «Барбара», установленном на грузовике под Манхаймом. Передачи на румынском языке зазвучали 14 июля, на польском и венгерском – 4 августа, на болгарском – 11 августа.

Программы RFE тогда заранее записывались в студиях р/с WMCA в Нью-Йорке и пересылались в Германию воздушной почтой. Мюнхенская штаб-квартира RFE начала работу 1 мая 1951 г. в 11 часов дня передачей чехо-словацкой службы. Через 5 часов появились помехи, продолжавшиеся почти 40 лет. RFE вещала на болгарском, венгерском, польском, румынском, словацком и чешском, а в 1951-1953 г. – и на албанском языках. До 1957 г. национальные редакции RFE выходили в эфир под названиями “Голос свободной Чехословакии”, «Голос cвободной Польши» и т. д.

Русская служба RL дебютировала 1 марта 1953 г. через два КВ передатчика мощностью по 10 кВт: “Говорит радиостанция “Освобождение”. Слушайте нас на коротких волнах в диапазоне 31 метра.” Ежедневную получасовую программу повторяли с полудня до полуночи по московскому времени. Через несколько минут сигналы наткнулись на глушение. Передачи записывались в одной из 6-ти студий RL в бывшем здании аэродрома Oberwiesenfeld на улице Lilienthalstrasse в северной части Мюнхена. Ленты на радиоцентр Лампертхайма возили курьеры. Кроме русского, RL вещала на азербайджанском, армянском, грузинском, казахском, киргизском, таджикском, туркменском, узбекском и 6-ти языках народов Северного Кавказа. В декабре 1953 г. вышла в эфир татаро-башкирская, в августе 1954 г. – белорусская и украинская редакции. В мае 1959 г. название радиостанции стало «Свобода».

Для прорыва радиопомех в феврале 1952 г. американцы ввели в строй новый мощный радиоцентр RFE в Глории под Лиссабоном, в 1955 г. – ретранслятор RL на Тайване для охвата восточной части СССР (4 передатчика), в марте 1959 г. – передающий комплекс RL возле испанского городка Плая-де-Пальс у берега Средиземного моря (6х250 кВт). В сети RFE и RL также работали радиоцентры в Библисе и Лампертхайме под Манхаймом и в Хольцкирхене под Мюнхеном.

В начале 1968 г. ЦРУ обсуждало возможность закрыть RL (но не RFE) «по финансовым причинам», из-за сильных помех и «во имя жеста доброй воли в отношении Москвы». После вторжения советской армии в Чехословакию в августе 1968 г. такие предложения отпали. Ярко выраженный критический характер носили также передачи “Свободной России”. На QSL карточке 1962 г. изображена эмблема Народно-Трудового Союза, антенна и микроавтобус «Volkswagen» с передатчиком. «Свободная Россия» в 1950 г. вышла в эфир из ФРГ. Длительность ее программы постепенно достигла 8 часов в сутки, были включены дополнительные передатчики на Тайване и в Южной Корее.

Cоветская сеть радиозащиты была самая мощная, но не единственная. В 1953 г. объекты местного и дальнего глушения начали строить Чехословакия, Болгария, Польша, Венгрия и ГДР. 5 марта 1956 г. Великобритания начала глушить передачи Афин для Кипра. Греция в ответ блокировала трансляции BBC, а Китай воздвиг заслон на частотах VOA. В 1960 г. Франция глушила «Голос свободного Алжира». В 1962 г. Куба начала радиозащиту против передач VOA на испанском языке. В 1965 г. Родезия забивала сигналы BBC, а Великобритания – радио Булавайо. В 70-е годы взаимное радиоглушение применяли Египет и Израиль. Иран глушил иновещание ГДР на персидском языке, Греция – «Немецкую волну» (Deutsche Welle – DW), Чили – передачи радиостанций Москвы, Восточного Берлина, Гаванны, Софии и Стокгольма.

Трансляции RFE и VOA на средних и длинных волнах осложняла нехватка частот в насыщенном европейском эфире. В 1953 г. RFE включила первый СВ передатчик под кодовым названием «Еаgle» («Орел») мощностью 50 кВт на территории ФРГ вблизи границы Чехословакии. Радио американских войск в Германии (American Forces Network – AFN) освободила частоту 854 кГц для передач RFE на чешском и словацком языках. Чехословакия начала глушение. Данной частотой издавна пользовался Бухарест. В темное время суток какофония чехословацких помех и программа RFE ухудшила слышимость государственного радио в Румынии. Разразился конфликт. Прага сняла глушение, а вскоре частоту 854 кГц покинула и RFE.

В 1953 г. в районе Мюнхена (Erching) начал работу длинноволновый передатчик VOA мощностью 1000 кВт. Он занял частотный канал 173 кГц, выделенный для советского внутрисоюзного вещания. Американский передатчик типа Continental 105B питался от 5-ти дизель-генераторов, в час потреблявших 560 литров топлива. Мегаваттник транслировал передачи VOA на русском (для советских военнослужащих в ГДР и ЧССР), английском, чешском, словацком, польском и венгерском языках, а также программу RIAS на немецком. ГДР и ЧССР незамедлительно начали глушение. СССР на частоте 173 кГц развернул синхросеть I программы Всесоюзного радио общей мощностью более 3000 кВт. Станция Erching работала в 1953-1963 и 1968-1973 г.

Во время потеплений международных отношений СССР дважды прекращал глушение передач ВВС, DW и VOA: от 19 июня 1963 г. до 21 августа 1968 г. и вновь от 10 сентября 1973 г. до 20 августа 1980 г. В ответ американцы выключали свой мюнхенский передатчик, сигналы которого были слышны в западных районах СССР. Освободившиеся коротковолновые мощности СССР перебрасывал на подавление RL, «Голоса Израиля», р/с Пекина и Тираны. Когда США построили в ФРГ средневолновый ретранслятор VOA (1196 кГц, 300 кВт), на его частоте в Минске был включен передатчик «Маяка» мощностью 50 кВт.

В марте 1977 г. президент США Дж. Картер обратился в Конгресс с просьбой выделить средства для покупки 11-ти новых 250-киловаттных КВ передатчиков. Уровень годового финансирования RFE/RL в 70-е годы составлял около 50 млн. долларов, а в 80-е вырос до 227 млн.

Президент Р. Рейгана в 1983 г. утвердил пятилетний план расширения передающих сетей VOA и RFE/RL. На покупку 102 передатчиков мощностью 250 и 500 кВт выделили 1,3 млрд. долларов. Американцы построили новые р/ в Португалии (Maxoqueira) и Марокко (Briech). В июне 1987 г. BIB подписал соглашение с Израилем о строительстве сверхмощного радиоцентра RFE/RL и VOA (16х500 кВт). Дело сорвалось из-за протестов местных зеленых, опасавшихся, что антенны повредят перелетным птицам. Таких проблем не было в Испании, где на радиоцентре Плая-де-Пальс мощности четырех 250-киловаттных КВ передатчиков сложили на одну антенну. Пришлось ограничить прибрежное плавание судов, чтобы рыбаки не попали в поток радиоизлучения, уходящего в сторону Средиземного моря.

В 1984 г. было принято секретное постановление Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве 18-ти РПП по 15÷20 передатчиков. Секретарь ЦК КППС Е. Лигачев и председатель КГБ В. Чебриков в письме в ЦК КПСС от 25 сентября 1986 г. “О прекращении глушения передач радиостанций “Голос Америки”, “Би-Би-Си”, “Радио Пекина” и “Радио Кореи” ” отметили, что “средствами дальней и ближней защиты с разной степенью эффективности перекрываются регионы страны, в которых проживают около 100-130 млн. человек”. Следовательно, около половины жителей Советского Союза имели возможность слушать западные радиоголоса. По словам В. Чебрикова и Е. Лигачева, “обеспечение качественного глушения на всей территории СССР является трудно осуществимой в техническом плане задачей и требует значительных материальных затрат”. В ответ на увеличение мощности радиоцентров RFE/RL Советский Союз намеревался построить РПП дальней защиты в Сирии и во Вьетнаме.

С начала 50-х годов СССР и страны Восточной Европы вели координированный обмен по дальнему радиоподавлению. Выход в эфир RFE/RL послужил толчком для его развития. Совместную радиозащиту проиллюстрируем на примере польской службы RFE. В конце лета 1951 г. начальник главного радиоуправления мин. Связи СССР А. Жаров с коллегами Савковым и Павловичем посетили польские радиоцентры Варшавы, Щецина, Гданьска, Гдыни, Кракова, Катовиц и Радома. Предложения о создании совместной системы радиоподавления А. Жаров вручил министру связи Н. Псурцеву в справке от 15 сентября 1951 г. 24 декабря советское правительство приняло постановление № 4028/1849. Для борьбы с “антипольской радиопропагандой” решили задействовать передатчики в СССР. Министр общественного правопорядка Польши С. Радкевич издал приказ № 0171 о создании службы “БО” с “пунктами К” (РПП) в Варшаве, Кракове, Познани, Вроцлаве, Лодзи, Щецине, Быдгоще и Катовицах.

Глушение передач RFE в Польше началось в мае 1952 г. и продолжалось до 24 ноября 1956 г. Во многих городах на РПП работали КВ передатчики мощностью 1÷10 кВт. Их сконструировал зам. директора Управления р/с (Zarząd Radiostacji – ZR) инженер Й. Шмит (J. Szmit). За удачную разработку однотактных спец. передатчиков ему вручили польскую государственную премию. «Шмитовки» устанавливали в почтамтах и других зданиях государственных учреждений. На крышах строений подвешивали проволочные диполи «ВГД» (вибратор горизонтальный диапазонный, диполь С. Надененко) и “ВГДШ” (шунтовый, с расширенным диапазоном частот). В Варшаве радиоподавление вели четыре РПП: на 13-ом этаже министерства Связи по ул. Халубинского 4/6 (12 КВ передатчиков), возле Макотовского форта, в дирекции железных дорог и на р/с Рашина (50-киловаттный СВ передатчик). Для польской сети ближней радиозащиты чехословацкая фирма “Tesla” в начале 70-х годов поставила 17 КВ передатчиков типа “KV-1” мощностью 1 кВт.

Местность, удаленную от городов более чем на 30 км, закрывали РПП дальней защиты с передатчиками мощностью 10÷50 кВт. Польские РПП работали под надзором службы безопасности – UB. В 1955 г. сеть радиоподавления включала 249 передатчиков. В декабре 1956 г. восставшая польская общественность добилась снятия радиопомех. 52 КВ и 11 СВ передатчиков были переданы Польскому радио. Польскую службу RFE продолжали глушить из Болгарии (до апреля 1962 г.), Венгрии (до марта 1963 г.), Румынии (до сентября 1963 г.), Чехословакии (до мая 1964 г.) и СССР. Уровень помех значительно снизился в ноябре 1964 г., когда глушение продолжал один объект во Львове с позывным “ЛГ”, а электронный шум заменили на “Маяк”.

Передачи “Голоса Америки” на польском языке СССР глушил до июня 1963 г. и вновь с декабря 1981 г. Советский Союз вел дальнее радиоподавление на Румынию (до 30 июля 1963 г.), Венгрию (до января 1964 г., кроме РПП Ивано-Франковска), Чехословакию и Болгарию (до января 1988).

В марте 1970 г. Варшава выступила с резкими нападками в адрес RFE за «искаженное освещение» правительственных переговоров Польши с ФРГ. После 14-летнего перерыва начали готовиться к возобновлению глушения передач RFE на польском языке. По данным инженерной службы RFE, 11-27 декабря 1970 г. радиоцентр польского иновещания в Лещинке под Варшавой провел серию «музыкальных трансляций» на частотах польской службы RFE. В связи со слабым покрытием страны в диапазонах 13, 16, 19 и 25 метров пришлось искать другое решение. Государственная радиоинспекция Польши получила указание проверить качество приема передач Московского радио. Данные прослушивания оказались хорошими. Для глушения решили задействовать передатчики “братских стран”.

На Польском радио записали ленты с музыкой в исполнении ансамблей западных и социалистических стран, кроме CCCР. Репертуар был достаточно пестрый: от «Полета шмеля», танго и «Битлз» до польки, джаза и кубинских оркестров. Несколько студийных магнитофонов было установлено в телефонной станции Варшавы (Główny Urząd Telekomunikacji Międzymiastowej – GUTM) на ул. Новогродзкой. “Музыкальную программу” из Варшавы через Москву распределяли по КВ радиоцентрам СССР.

18 марта 1971 г. на частотах польской службы RFE заработали советские передатчики. Одну частоту в диапазоне 13 м оставляли открытой для служебного пользования. Определенные радиостанции подбирались по условиям прохождения радиоволн, в зависимости от частоты, времени суток и сезона. Ниже перечислены радиоцентры СССР, расположенные на оптимальных расстояниях для глушения на Польшу:

 

Диапазоны Средняя длина

первого скачка

Подходящие

радиоцентры

4 МГц

6, 7, 9 МГц

11 МГц

15 МГц

17, 21 МГц

800 км

1200÷1500 км*

1800 км

2600 км

3000÷3500 км

Киев, Григориуполь

Ленинград, Москва

Краснодар, Куйбышев

Свердловск, Ереван

Ташкент, Алма-Ата

 

* Длина скачка радиосигнала, отраженного от ионосферы, зависит от сезона года. Например, для работы на Польшу в

диапазоне 9 МГц (31 м) в 9 час. утра летом лучше всего подходил Ленинград, а зимой – Свердловск.

Контроль за качеством глушения осуществляла польская государственная радиоинспекция (Państwowa Inspekcja Radiowa – PIR). Главный мониторный пункт был расквартирован на приемной радиостанции в Боруче, 40 км восточнее Варшавы. Сотрудники называли этот спецотдел “2-й мастерской”, где в смене работали два оператора. Для прослушивания эфира были установлены связные радиоприемники фирмы “Racal” типа “RA-1772”. Прием велся на вертикальной штыревой всенаправленной антенне высотой 15 м. Каждые 4 часа по телетайпу поступали рапорты из 8-и региональных пунктов радиоконтроля. На основе всех рапортов составлялись усредненные суточные сводки для PIR. Для внесения необходимых поправок в расписание работы передатчиков данные радиоконтроля через министерство Связи Польши посылались в Москву. Уровень глушения выражался двухцифровой оценкой – например, “1/4” значило плохую слышимость подавляемой радиостанции и сильную помеху. Специалисты PIR столкнулись с проблемой идентификации советских радиоцентров, транслировавших музыку на частотах RFE. По просьбе Польши в 1976 г. радиоцентрам присвоили позывные из цифры и буквы. Морзянка прерывала музыку однажды в минуту. Радиоцентр Боруче также вел прием западных радиовещательных станций с помощью направленных КВ антенн. Их программы посылались в службу “радиоперехвата” Польского радио на ул. Собеского, 102, для записи и распечатки узкому кругу руководящих лиц.

В 1997 г. Н. Крестьянинова, 25 лет руководившая советской системой радиозащиты, в телефонном разговоре с автором этой статьи подтвердила, что «музыка шла только на поляков». На каждую радиостанцию музыку подавали с 2-3 магнитофонов. Их запускали по окончании пленки на предыдущем аппарате. Длительность фонограмм – обычно 45 мин. – была равна времени звучания пленки длиной 1000 м на студийных магнитофонах со скоростью 38,1 cм/сек. Известно, что в начале 70-х “музыкальная программа” поступала из Варшавы. Для устранения неудобств, связанных с использованием длинных соединительных линий, схему связи упростили. Фонограммы стали воспроизводить на ККП советских РПП. К середине 70-х там были установлены катушечные магнитофоны “Тембр-2М” для подачи речеподобного сигнала. На скорости 9,53 см/сек. ленты длиной 250 м звучали 45 минут. Обратная перемотка длилась 35÷40 секунд, что тоже указывает на длину не более 250 м. Взамен изношенных рулонов записывали свежие рабочие копии.

В 1971-1980 г. на частотах Польской службы RFE прослушивалась музыкальная помеха с позывными «1Г», «1Д», «4Н», «4Ф», «7К», «7М», «8А», «8Л». В 1980-1988 г. те же позывные звучали с речеподобным сигналом. Международный союз электросвязи установил местонахождение источников радиопомех у Ленинграда, Киева, Свердловска (Екатеринбурга), Алма-Аты, Ташкента и Куйбышева (Самары). Географические координаты пеленгации совпадают с местонахождением 3-х радиоцентров, применявшихся для иновещания на Польшу.

Согласно документу «Изменения по каналам иновещания», программу Московского радио на польском языке по каналу «И-7» подавали на р/c Куйбышева, по каналу «И-48» – в Свердловск, по каналу «АИ-1» – в Алма-Ату (объект № 840). Перечень антенного хозяйства радиоцентров тоже свидетельствует о том, что во всех р/c, откуда шли помехи на Польшу, имелись антенны, направленные на центральную Европу. По данным мониторной службы BBC, до 1980 г. музыкально-развлекательную “тройку” варшавского радио транслировали и через КВ передатчики в СССР на частотах 6035, 7180 и 9755 кГц (р/с Ленинграда и Куйбышева) для того, чтобы создать альтернативу польской службе RFE.

Для подавления RFE применяли амплитудную (А3Е) и частотную (F3) модуляцию. Когда уровень помех в Польше был слишком низким, включали дополнительные передатчики, на что указывали различные позывные и музыкальные программы. В середине 70-х однажды музыка неделю звучала в пустом эфире: RFE покинула частоту, а операторы глушения перехода не заметили. Польская служба RFE работала на 5÷8 частотах одновременно. Иногда неисправные передатчики глушения излучали сильные паразитные сигналы. Например, музыкальная программа на частоте 9695 кГц была слышна на соседних частотах:

… ←9665967596859695 кГц970597159725→ …

20 августа 1980 г. вместо музыки зазвучал “речеподобный сигнал”. Впервые были закрыты частоты RFE в диапазоне 13 метров.

В 1985 г. польскую службу RFE глушили с 7:00 утра до 2:10 ночи по Московскому времени на 5÷8 частотах по 115 канало-часов в сутки. Приходилось создавать перевес по мощности. Например, на частоте, где работал 250-киловаттный передатчик RFE, включали пару передатчиков в Поповке общей мощностью 400 кВт, позывной “1Г”. Суточная выработка составляла около 180 передатчико-часов. По экономическим понятиям того времени, «цена продукции» радиовещательного передатчика мощностью 200 кВт равнялась 43 руб. в час. Таким образом, радиоподавление польских передач RFE стоило по 2,8 млн. рублей в год, а за 17 лет обошлось почти в 50 миллионов.

Расходы оправдали себя только частично. Мониторная служба RFE/RL регулярно оценивала качество своих трансляций. По сравнению с сентябрем 1970 г., когда помех не было, в мае 1971 г. слышимость в Вене и Западном Берлине ухудшилась в два раза. Но, хотя и с помехами, принимать программу все еще было возможно в 40% случаев. Дополнительно стоило дальнее радиоподавление из СССР польских передач ВВС, VOA, до 1976 г. – и DW. Государство не жалело средств на внутреннюю и внешнюю радиоцензуру, хотя в 80-х годах информационная телепрограмма «Время» каждый вечер просила зрителей «выключить лишние приборы освещения».

Польша до конца ноября 1956 г. вела дальнее радиоподавление на СССР, Чехословакию, Болгарию и Венгрию из объектов Лидзбарка Варминьского, Вёнзовны (под Варшавой) и Тыхова (в районе Щецина). Согласно протоколам, подписанным представителями министерств связи и внутренних дел ПНР и ЧССР 17.03.1954 г. и 8.03.1955 г., в Лидзбарке Варминьском планировалось установить 10, в Тыхове под Старгардом – 12 КВ передатчиков мощностью по 50 кВт. Кроме того, для обмена радиоподавлением с Чехословакией и другими соц. странами во Вроцлаве собирались установить 2 СВ передатчика типа “SRV-30”, в Тыхове – 2 СВ передатчика по 120 кВт. Польша обязалась поставить в ЧССР 30 КВ передатчиков (10 кВт). Планы сотрудничества оборвались в ноябре 1956 г., когда Варшава передала Праге официальную просьбу о прекращении глушения польскоязычных передач VOA, BBC, радиостанций Парижа, Рима и Ватикана, а вскоре – и мюнхенской RFE. 26.11.1956 г. прекратилось глушение, направленное из ЧССР на ПНР, 29.11 – и в обратном направлении. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что общий объем дальней постановки радиопомех из Чехословакии на Польшу составлял около 24 частото/часов в сутки, тогда как из ПНР на Польшу – всего около 10 частото/часов. При обмене услугами Варшава задолжала Москве. Как, впрочем, и София с Прагой – ведь Советский Союз глушил западные передачи на болгарском, чешском, словацком языках. Счеты за дальнюю радиозащиту повысили задолженности соцстран. Возможно, что они покрывались поставками в СССР промышленных и продовольственных товаров. Эта область сотрудничества между странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) заслуживает дальнейшего изучения.

После Радомских событий 1976 г. Польша приступила к глушению RFE в диапазоне СВ. С этой целью передатчики II-й программы Польского (150 кВт) в Воли Раштовской, Катовицах, Вроцлаве и Щецине были перестроены с 818 кГц на 719 кГц. Прием RFE из Мюнхена значительно ухудшилися. В дневное время программу RFE на той же волне глушила Чехословакия. Польша не блокировала пепедач VOA (1196 кГц), но их прием осложняла синхросеть в Белоруссии. В 1987 г. премьер Е. Урбан в Лондоне объявил о скором прекращении глушения. Помехи стихли в январе 1988 г.

В статье “Глушение зарубежного радиовещания в Чехословакии” П. Томек приводит данные о том, что РПП ближней защиты имелись в 18-ти городах (135 КВ передатчиков мощностью 1 кВт). В Пльзене и Кошице работали РПП дальней защиты (19х10 кВт, 10х1 кВт). Кроме того, РПП у городов Подебрады, Литомысл, Римавска Собота и Литовел (35х18÷50 кВт) с ККП в г. Драгельчицы вели глушение на СССР, Польшу и Болгарию, а до 1962 г. – и на Венгрию, Румынию. В свою очередь, Москва, Варшава, София, Будапешт и Бухарест глушили передачи западных радиостанций, направленные на Чехословакию. Для совместной радиозащиты с Польшей и другими соц. странами в 1956 г. ЧССР намеревалась установить 10 СВ передатчиков на 6-ти р/с (1х100, 1×80, 8×40 кВт), а также построить новый объект в западной Чехии для подавления ДВ трансляций общей мощностью 400 кВт. Забивка передач VOA и BBC на чешском и словацком языках началась в августе 1949 г. и продолжалась до 1 апреля 1964 г. Чехословакия вела помехи на Польшу до декабря 1956 г., на Венгрию – до 1964 г., после чего обмен дальним радиоподавлением имел место только между Чехословакией и Советским Союзом. В августе 1968 г. ЧССР прекратила глушение RFE/RL, но ненадолго. Дальнее радиоподавление из СССР не стихало, а уровень местных помех был восстановлен до апреля 1969 г. Производилась забивка 15-ти зарубежных радиостанций на более 100 частот с помощью 120 КВ и СДВ передатчиков (1÷30 кВт).

Болгария глушила передачи VOA (с 1949 г. до сентября 1974 г.), RFE (с 1952 г. до 27 декабря 1988 г.), BBC и DW, а также транслировала помехи на другие соц. страны. Румыния полностью прекратила глушение 29 июля 1963 г., Венгрия – 1 февраля 1964 г. ГДР в 1952 г. развернула сеть 52-х передатчиков мощностью 1-2 кВт для глушения программы р/c RIAS на СВ частотах 683, 737, 854 и 989 кГц. Передатчики были настроены несколько сот герц в сторону от частот RIAS. В результате биений несущих в эфире звучал характерный гул. Помехи затихли в ноябре 1978 г. после вступления в силу нового Женевского плана частот. В 50-е годы глушение имело место и в Югославии. В конце 90-х Белград глушил передачи RFE/RL на сербском языке, а также частную р/с «Б-92».

В 70-е и 80-е годы СССР регулярно глушил передачи 9-и зарубежных р/с на армянском, башкирском, белорусском, грузинском, еврейском, латышском, литовском, русском, татарском, узбекском, уйгурском, украинском и эстонском языках:

RFE/RL (“Свобода”, “Свободная Европа”, ”Свободный Афганистан”), Мюнхен

BBC (“Британская радиовещательная корпорация”), Лондон

DW («Немецкая волна»), Кельн

VOA (“Голос Америки”), Вашингтон

«Голос Израиля», Иерусалим

“Радио Пекин”, Китай

“Радио Тирана”, Албания

Радио Корея”, Сеул

Свободная Россия”, ФРГ/Тайвань

В 50-е и 60-е годы глушению разной интенсивности подвергались трансляции из Канады, Франции, Италии, Югославии, Ватикана, Испании.

Интересно, что СССР не трогал одну частоту китайского радио, на которой лента с записью передачи звучала в обратном направлении. Наверное, китайцы надеялись, что советские РПП не станут глушить канал заднего хода, а находчивые «дорогие советские радиослушатели» догадаются записать программу на магнитофоны. Хитрость заключалась в том, что, воспроизводя пленку задом наперед, можно было прослушать передачу без помех. Еще один трюк, характерный только для радио Пекина – перестройка частоты во время трансляции. Не все РПП успевали вовремя уследить и накрыть «плавающую» цель. До ухудшения советско-китайских отношений, c декабря 1954 г. до мая 1965 г. Пекинское радио посылало в Москву записанные радиопрограммы на русском языке, которые передавались в эфир по центральным р/с Советского Союза.

Инженеры RFE/RL для прорыва радиопомех применяли следующие методы:

  • (1) 50/100-киловаттные передатчики меняли на 250/500- киловаттные;
  • (2) На одну антенну подключали до 4 передатчиков общей мощностью до 1000 кВт;

(3) Cильно сжимали динамический и частотный диапазоны звука;

(4) Увеличивали число одновременно работающих передатчиков до 10 (русской службы RL – до 19) ;

(5) Вечерами долго работали в «дневных» диапазонах 13, 16 и 19 метров, чтобы до наступления ночи западную часть СССР достигали сигналы передатчиков RFE/RL из Германии, Испании и Португалии. Оттуда короткие радиоволны легко приходили по освещенной части Земли. Мощные РПП в Сибири и Центральной Азии с наступлением темноты уже не могли покрыть Европу, потому что радиотрасса оттуда пролегала по темноте, и ионосфера не отражала радиоволн высших диапазонов;

(6) В начале каждого часа на многих частотах делали паузы продолжительностью 2-3 минуты, что вводило в заблуждение операторов РПП. Как правило, они прослушивали эфир в начале и в середине часа. Не обнаружив «корреспондента» – зарубежную р/с, операторы не включали передатчик до следующего прослушивания частоты. «Свобода», вернувшаяся в эфир после паузы, некоторое время звучала без помех.

Ниже приводим список 40 стран и территорий, которые в разное время цензурировали радиоэфир (подчеркнуты названия стран, систематически практикующих радиоподавление в настоящее время):

Альжир, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Германия, Греция, Египет, Израиль, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кампучия, Кипр, Китай (КНР), Колумбия, Куба, Марокко, Молдова, Мьянмар (Бирма), Польша, Приднестровье, Родезия, Румыния, Саудовская Аравия, Северная Корея, Советский Союз, Сомали, Турция, Франция, Чехословакия, Чили, Эфиопия, Югославия, Южная Корея, Япония.

Во время операции в Кувейте вооруженные силы США недолго глушили, а потом разбомбили радио Ирака, в Афганистане – р/с талибов «Голос Шариата». Американские радиолюбители создавали преднамеренные помехи пиратской станции своих соотечественников «Объединенное радио патриотов», а российские военные – чеченской р/с «Кавказ», дислоцированной в ущелье Грузии. Севастопольская станция “Радио 75” глушила трансляции р/с “Radio Without Borders”, о чем свидетельствуют уникальные QSL карточки 1993 г.

Сильнейшими источниками эфирных помех в 2002 г. являются Иран, Куба и Китай. Последний располагает наибольшим арсеналом радиосредств. Пекин глушит программы «Радио Свободная Азия» (Radio Free Asia – RFA), VOA, BBC, «Голоса Тайваня», «Голоса Тибета» и других станций на более сотни частот. До 2001 г. прослушивались два типа помех: 1) программа Китайского радио, амплитудная модуляция; 2) Китайское радио, узкополосная частотная модуляция (искаженный звук на бытовых приемниках). В течение 2002 г. перешли почти исключительно на петлевую запись китайской инструментальной музыки продолжительностью в 1 час, режим АМ. На каждой частоте включают группу передатчиков мощностью до нескольких сот киловатт. 1 сентября 2002 г. китайские РПП начали работать «на экспорт» против передач BBC на узбекском языке, тогда как в самом Узбекистане программу из Лондона свободно ретранслируют местные станции. Еще в ноябре 2001 г. такая же участь постигла и трансляции на Европу движения «Фалун Гонг» (5925 кГц, 9945 кГц).

Пекин пытается замаскировать радиоцензуру не только под концерт народной музыки. В 1996 г. журнал «Monitoring Times» описал случай глушения «Голоса Тибета» при помощи программы частной р/с «Easy FM». Ее руководитель британец Питер Абелес и не подозревал, что вытворяют с его сигналом. Согласно агентству AFP, в 1998 г. на «Голос Тибета» Пекин накладывал звук международного радио Канады. По сообщению радио Нидерландов, президент Китая Янг Земинь публично выразил озабоченность «пагубным влиянием» иностранных радиопередач. В 2001 г. правительство выделило много средств для сооружения новых источников радиопомех. С этой целью Китай закупил на Западе (предположительно во Франции) несколько десятков современных коротковолновых передатчиков мощностью 100 ÷500 киловатт.

Передачи “Голоса свободного Ливана”, транслируемые через Краснодар, на Ближнем востоке подвергаются забивке арабской музыкой c добавкой гетеродинного свиста.

В начале XXI века электронная цензура приобретает новые мрачные контуры. Китайские власти блокируют доступ к интернетным страницам западных средств массовой информации, в первую очередь – RFA и VOA. На сайтах RFA и IBB описано, как смастерить самодельную антенну для уменьшения радиопомех. Компания «Safe Web» разработала для китайских интернаутов компьютерную программу «Triangle Boy», которая должна облегчить проникновение в запретные сайты американских р/с.

Куба и Иран ставят помехи несущей волной качающейся частоты, которая на приемниках выдает типичный булькающий звук (англ. bubble, или warble jammer). Он слышен потому, что бесшумная помеха входит в биения с сигналом накрытой станции и с излучениями других передатчиков радиоподавления. Тегеран глушит передачи VOA и других западных р/с на персидском языке, Гаванна – круглосуточную программу «Радио Марти» на испанском языке. В феврале 2001 г. кубинские радиопомехи были слышны на 13 частотах «Радио Марти» и 12 частотах других станций, передающих на испанском языке.

Работа операторов РПП «острова свободы» отличается некоторой рассеянностью. Так, после ухода р/с Гринвилла (Сев. Каролина) и Дилэйно (Калифорния) на новые частоты, помехи еще долго не смолкают в пустом эфире. На СВ частоту 1180 кГц 100-киловаттного флоридского передатчика «Радио Марти» в Маратон-Ки Гаванна настроила 500-киловаттник с программой «Радио Ребельде». Тегеран на частоты VOA дополнительно наводит программу своего иновещания – «Голос Исламской Революции Ирана».

Вьетнам и Северная Корея глушат электронным шумом старого советского образца, но объем радиоподавления в этих странах   небольшой. Что касается Северной Кореи, то там наличие индивидуального КВ радиоприемника считается преступлением. Так было в СССР при Сталине в военные годы: за найденную дома радиолампу грозило длительное лишение свободы в ГУЛАГе. В августе 1941 г. ЦК ВКП(б) приняло постановление “О сдаче жителями радиоприемников и передающих устройств”.

Самая действенная форма радиоцензуры – полный запрет эфирных приемников и их замена на проводные «радиоточки». Секретарь ЦК КП Литвы А. Снечкус 27 сентября 1954 г. писал Центральному Комитету КПСС: “В целях сокращения в сельской местности числа радиоприемников, непосредственно принимающих радиопередачи из эфира, ЦК КП Литвы просит обязать Совет Министров Латвийской ССР изготовить на радиотехническом заводе им. Попова в 1954 г. 7 установок и в 1955 г. 40 установок аппарата [проводного вещания] типа РТУ-ВРС, изготовляемых заводом для радиофикации села в Латвийской ССР”.

В 50-е годы Болгария перестраивала импортные радиоприемники на фиксированные частоты радио Софии. В СССР с 1958 г. для внутреннего рынка производили радиоприемники без КВ диапазонов 13, 16 и 19 метров, потому что на них было труднее создать надежные радиопомехи. Несколько моделей приемников с дефицитными волнами (например, рижские «VEF-206») поставлялись в основном на экспорт. Все таки желающие находили умельцев, которые добавляли недостающие частоты. В 1964 г. в стране было 35 млн. радиоприемников, большинство – с КВ диапазонами.

Руководители партии и правительства К. Черненко и Н. Тихонов 24.02.1984 г. подписали совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров “О частном изменении пункта 5 постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 11.02.1983 г. № 142-62. Цитируем: “(…) принять предложение Госплана СССР, Министерства промышленности средств связи, Министерства радиопромышленности и Министерства торговли СССР о перенесении на XII пятилетку срока реализации задания по прекращению выпуска массовых вещательных радиоприемников с диапазоном коротких волн. Госплану СССР предусмотреть выполнение этого задания при формировании Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы”. Выполнение данного решения было сорвано в связи с новой политикой “гласности”.

Во время Московского путча в августе 1991 г. из военной части вблизи Вильнюса велось радиоподавление I-й программы Литовского радио. В Москве военные глушили СВ р/с «Дома Советов» (19-21.08.1991 г. и 20.09-4.10.1993 г.). В 1954-1960 г. СВ передатчик в Вильнюсе по окончании радиовещательной программы ночами перестраивали на промежуточную частоту радиоприемников (465 кГц), чтобы блокировать не только западные голоса, но и вообще парализовать прием во всех диапазонах.

В 1975 г. ЦК КП Литвы обсуждал возможность организовать постановку помех на 5-ом канале польского телевидения, передачи которого через новый ретранслятор в г. Сувалки хорошо принимались в южной и западной Литве. Возмущение местных властей вызвали кинофильмы капиталистических стран, содержание которых явно переступало границы того, что было дозволено советскому телезрителю. Все-таки на глушение телевидения соседней дружественной страны не решились, но по пятницам и субботам до двух часов ночи продлили передачи республиканского телевидения, чтобы отвлечь внимание зрителей от «сомнительных» фильмов. Программу «для тех, кто не спит» много лет показывало Белорусское телевидение. Ночную программу транслировали только через передатчики, находящиеся в западной части Литвы и Белоруссии. В 1989 г. в Гродно начали строительство станции для подавления передач Польского телевидения, однако к концу работ в 1991 г. объект перепрофилировали на вещательную КВ р/с. Ночную ТВ программу показывали и для районов западной Украины.

В 1959 г. в Чехословакии было установлено 38 телевизионных передатчиков мощностью 3÷10 кВт для предотвращения приема передач из Австрии и ФРГ.

До сих пор Куба систематично глушит американскую телестанцию «ТV Marti», передатчик которой установлен на дирижабле в Карибском море. В конце ХХ века Турция подавляла спутниковые трансляции из Лондона курдской станции «Мed TV». В 2003 г. началась забивка передач частной калифорнийской телестанции иранцев. Помехи ведутся на транспондер из Кубы по заказу Тегерана. Азербайджан приступил к подавлению передач Иранского телевидения, содержащих критику в отношении Баку.

В Советском Союзе применялись РПП двух типов:

(1) Мощные КВ радиоцентры с направленными антеннами для действия посредством отраженной от ионосферы волны на расстоянии 500÷3500 км (это длина одного скачка радиосигнала в зависимости от рабочей частоты, времени суток, характеристик антенны, сезона года и уровня солнечной активности). Их назначение – покрыть населенные пункты и сельскую местность на больших площадях, где нет местных РПП. На объектах «800-й» и «900-й» серий устанавливали по 10 и более передатчиков мощностью 50÷500 кВт. Если уровня помехи в каком-либо районе не хватало, включали дополнительные передатчики в нескольких радиоцентрах. Ниже приводим типы КВ передатчиков советского производства, которые использовались не только для радиовещания и радиосвязи, но и в объектах дальней радиозащиты:

 

Тип передатчика Мощность
«ПКВ-20»

«КВ-50», «Cнег»

«Пурга»

«Снег-М»

«ПКВ-100»

“Арарат”

«КВМ-120»

«ПКВ-200»

«ПКВ-250»

«ПКВ-500»

20 кВт

50 кВт

80 кВт

100 кВт

100 кВт

100 кВт

120 кВт

200 кВт

250 кВт

500 кВт

 

В конце 70-х на украинской РПП № 810 (Копаны) испытали многоэлементную КВ антенну. Ее подвесили на 13 башнях, образующих параболу. Главный горизонтальный лепесток был сжат до 5÷10° при усилении до 38 дБ. К спецантенне подключили несколько передатчиков. Излучение в эфир (ERP) достигло 18 миллионов кВт. Контрольный прием в Вашингтоне показал, что уже при мощности 2000 кВт сигнал начал слабеть, а ее далее повышая – исчез: пробил ионосферу и ушел в космос. В случае удачного эксперимента такие сверхмощные излучения могли найти применение и в области дальней радиозащиты. Не добившись желаемого результата, усиление антенны снизили до 29 дБ, тем самым расширив рабочий диапазон от 3 до 16 МГц и главный лепесток – до 30°. На Ангарском радиоцентре мощность КВ передатчиков «РВ-707» и «РВ-713» была 2000 кВт. Во время обострений международной обстановки RFE/RL и VOA на р/с Плая-де-Пальс (Испания) и Дилэйно (Калифорния) путем сложения 2-х или 3-х передатчиков поднимали мощность до 1000 кВт.

Дальнобойные РПП работали с ромбическими и cинфазными горизонтальными диапазонными антеннами «СГД» (конфигурации 2/4, 4/4, 4/6 и др.), состоящими из нескольких горизонтальных и вертикальных рядов диполей.

(2) Для частых случаев, когда из-за плохих условий распространения радиоволн дальние РПП не могли обеспечить желаемый результат, в городах СССР с населением свыше 100 тыс. человек строили радиоцентры малой мощности с радиусом действия до 30 км. На объектах «60-й» серии устанавливали передатчики мощностью 1 кВт, «600-й» – 5 кВт, “700-й” – 20 кВт, по 10÷25 передатчиков. Основной тип антенны – широкополосный проволочный диапазонный вибратор «ВГД» или “ВГДШ” (шунтовый) кругового излучения, вертикальный или наклонный. На верхушке стандартной металлической башни городской РПП монтировали четыре «рога» – жесткие антенны под углом 45° к горизонту. Из-за небольших размеров они оправдали себя только на высших КВ диапазонах 13, 16 и 19 метров. Городские объекты состояли из передающего центра и отдельно размещенного ККП. Вот некоторые типы передатчиков таких РПП:

 

Тип передатчика Мощность
“Снежинка”, “Береза”, “KV-1” (“Tesla”) 0,5÷1 кВт*
“КВ-5”, “Вяз-2М”, “ПКМ-5” 2,5÷5 кВт

* В зависимости от рода работы

Иногда на объектах больших городов ставили передатчики мощностью 10÷20 кВт («Mолния-2/3» – 12 кВт, «ПКВ-20» – 20 кВт). Например, в Балашихе Московской области было пятнадцать 20-киловаттных передатчиков в дополнение к объекту на Октябрьском Поле с пятнадцатью 5-киловаттниками и другим столичным РПП. Московский ККП размещался на Таганке.

В 80-е годы в Литве с населением 3,5 млн. человек имелось 60 передатчиков на 5-ти РПП, в Белоруссии (10 млн.) – 90 передатчиков, на Украине – более 300 передатчиков. В 1986 г. в СССР имелось 13 мощных РПП дальней радиозащиты (100÷120 передатчиков) и городские станции глушения в 81 городе (порядка 1200÷1300 передатчиков).

С. Глубоков, бывший начальник Главного радиоуправления РСФСР, писал автору этой статьи, что “основное предназначение Союзных узлов радиовещания и радиосвязи (СУР) было иновещание и магистральная радиосвязь, а также местное вещание на территориях их нахождения. Одновременно эти технические средства использовались в сети дальнего глушения. Специальных радиоцентров для этой цели не строилось”. Суммарная мощность всей радиосети глушения достигала 40 тыс. кВт.

В сентябре 1986 г. Е. Лигачев и В. Чебриков писали в ЦК КПСС, что “дальней защитой обеспечивается глушение передач примерно на 30 процентах территории Советского Союза” (…) Многие внутренние районы страны радиозащитой не прикрыты, а эффективность глушения в ряде крупных городов центра России, Прибалтийских и Закавказских республиках существенно ниже, чем в среднем по стране”. В вечерние часы приходилось одновременно закрывать до 7 радиопрограмм (35÷40 частот). Даже перевес по мощности в 3÷4 раза не позволял обеспечить 100-процентное “прикрытие”. По сравнению с 60-ми годами, количество частот, используемых крупными западными радиостанциями для вещания на СССР, в 80-е снизилось примерно на половину, но значительно выросла мощность передатчиков на обеих сторонах радиофронта.

Комитеты по телевидению и радиовещанию платили передающим центрам за трансляцию программ. «Тарифные доходы» предприятий связи включали определенную прибыль, из которой покрывались и расходы на радиоподавление. Иначе говоря, радиоцензура, как деятельность особой важности, подлежала кросс-финансированию. Существовали два понятия стоимости трансляционных услуг. «Цена продукции» за 1 час покрывала себестоимость эксплуатации средств связи, но была ниже тарифа их аренды клиентам от 10% (передатчики мощностью 500÷1000 кВт) до 70% (5 кВт).

Надо подчеркнуть, что никакие клиенты не платили за радиоподавление, поэтому ее стоимость наиболее точно отражает понятие «объем продукции в денежном исчислении». Анализ экономических показателей Литовского республиканского радио-телевизионного передающего центра (РРТПЦ) за 1971-1988 г. показывает, что годовой “объем продукции” 5-и РПП составлял около 1,3 млн. рублей. По оценкам западных экспертов, в указанный период общесоюзные годовые затраты на радиозащиту (со строительством новых мощностей и закупкой оборудования) достигали 1 млрд. рублей.

Наряду с другими структурными подразделениями РРТПЦ, «станции радиосвязи» принимали участие в «социалистическом соревновании», их деятельность оценивалась по таким показателям, как выполнение плана продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, уровень коэфициента качества, наличие жалоб. Интересно, что в 1988 г. планы по объему продукции, включая IV квартал, в Литве были выполнены на 112%, и это несмотря на то, что радиоподавление в декабре уже не велось.

Функции ККП (другое служебное название – «приемная р/с»): нахождение частот, где прослушиваются подлежащие глушению программы; указания дежурной смене РПП настроить передатчики на нужные частоты; подача по проводной линии связи в РПП звука принимаемой р/с для точной настройки передатчика (необходимость в этом отпала, как только начали работать с передатчиками типа «Вяз» с синтезаторным набором частоты); подбор звукового сигнала помехи и его подача на передатчики через линии связи; дистанционное включение и выключение передатчиков; обеспечение работы передатчиков РПП на сетке частот и по расписанию, полученных (по радиотелеграфу или телетайпу) от московского центра, составление для него рапортов о приеме работы других РПП; проведение сеансов радиосвязи по линии гражданской обороны.

Кроме того, ККП РПП были обязаны выявлять пиратские р/с, число которых значительно возросло в 60-е годы, особенно на Украине и в Казахстане. На основании совместного приказа министерств Связи, Внутренних дел, КГБ и ЦК ДОСААФ от 10.07.1970 г. “О мерах по усилению борьбы с незаконным использованием радиопередатчиков” зам. министра связи В. Шамшин в письме от 15.07.1970 г. указал: “Прослушивание эфира на территории области, края, республики с целью выявления незаконных радиопередач возложить на существующие контрольно-корректировочные пункты особой службы, докомплектовав их состав из расчета организации дополнительно одного рабочего места”.

Штатное оборудование ККП: 3-4 радиоприемные устройства (в разное время – «Крот», «Р-250», «Катран», «Р-399» и др.) с панорамным индикатором; источники помехи: генератор мешающего действия (ГМД), линия радиопрограммы «Маяк», аппараты подачи сигналов вещания (АПСВ) и магнитофоны для воспроизведения речеподобного сигнала; радиоприемник и телетайп для получения указаний из Москвы. На крыше здания ККП или рядом с ним между мачтами высотой 10÷20 м натягивали широкополосный диполь «ВГДШ».

Работа на ККП обычно велась в 3 смены по 2 человека. Дежурные операторы наблюдали каждый за своей частью радиоспектра и управляли группой («стволом») передатчиков. Для принятия расписания из московского центра управления пользовались шифровальными блокнотами. Был установлен приоритет радиоцелей, где первое место занимала «Свобода». По данным западных авторов, до 70% мощностей советских РПП отводились для забивки этой радиостанции.

Функции передающего центра: настройка передатчиков на частоты, указанные из ККП, стабильная их работа по заданным параметрам, коммутация антенн, профилактическое обслуживание аппаратуры, а также эксплуатация вещательных и связных передатчиков, если таковы были размещены на РПП (например, на вильнюсском объекте № 600 2,5-киловаттный “Вяз” в диапазоне 49 м транслировал пятую литературно-художественную программу Всесоюзного радио). В 70-е годы месячная зарплата электромонтеров РПП составляла около 110 руб., электромехаников – 150 руб. У передатчиков обычно трудились мужчины, а на ККП – женщины. В результате усовершенствования передатчиков состав смен на радиостанциях уменьшился с 4 до 2 человек.

Как правило, комитеты по телевидению и радиовещанию имели свои службы радиоперехвата. Еще 17 января 1957 г. ЦК КП Литвы приняло постановление “О записи зарубежных радиопередач на литовском языке”. Сигналы иностранных р/с перехватывали на приемном радиоцентре возле пос. Нямежис при помощи остронаправленной КВ антенны типа “БС-2”. Звук по линии связи подавали в спец. аппаратную магнитной записи Радиокомитета. Cодержание передач распечатывали на бумаге и в виде бюллетеня рассылали ограниченному кругу абонентов. Через 10 лет после окончания постановки помех, в 1998 г., бывшая Главная редакция радиоперехватов всесоюзного радио в новом качестве информационного агенства «Эфир-дайджест» предлагала СМИ солидный пакет эфирных сводок.

 

Ниже приводим список советских объектов дальней радиозащиты.

 

Объект

Местонахождение

Принадлежность

Мощности

№ 800 Октябрьский, Краснодарский кр. СУР-4 6х120, 3х250, 3х500 кВт*
№ 808 Ереван (Камо) 9х50÷120, 2х500 кВт
№ 810 Николаев (Копаны) СУР-5 5х500 кВт
№ 811 Львов (Красне) 3х200, 1х500 кВт
№ 840 Алма-Ата (Каратурук-?) 17х50÷100, 4х500 кВт
№ 850 Григориуполь (Маяк) 5х500 кВт
№ 903 Советск (Большаково) 9х80 кВт
№ ? Хабаровск СУР-8 15х50÷100, 1х240 кВт
№ ? Новосибирск СУР-11 14х50÷100, 3х250, 3х500 кВт
№ ? Ташкент 12х50÷120 кВт
№ ? Иркутск** СУР-10 5х50÷100, 2х250, 2х500 кВт
№ ? Чита** СУР-12 3х500 кВт
№ ? Куйбышев** СУР-3 10х100÷120, 6х200÷250 кВт

 

* Дано общее количество КВ передатчиков возле названных городов. Для радиоподавления использовалась только часть из них, установленных на отдельном объекте.

 

**Возможно, что в трех нижних строках должны быть указаны другие города: Москва (СУР-1), Ленинград (СУР-2), Раздольное/Хабаровский край (СУР-6), Сосновый/Белоруссия (СУР-7), Свердловск, Саранск (Ковылькино), Красноярск, Петропавловск-Камчатский, Душанбэ. Надеемся, что таблицу уточнят читатели – связисты, ученые, радиолюбители, журналисты.

К 13 советским РПП дальней радиозащиты следует добавить еще 10÷12 таких станций в Польше, Чехословакии, Болгарии и ГДР (всего порядка 100 передатчиков мощностью 20÷50 кВт). До 1963-1964 г. ионосферные РПП работали и в Румынии, Венгрии. Как выразился один связист, при дальнем глушении лучше всего бить “в хвост сигнала” – то есть, чтобы помеха приходила с того же направления, как и радиопрограмма. Для выполнения этой задачи государства Восточной Европы находились в очень благоприятном географическом положении. В 1953 г. начали разворачивать и примерно к 1964 г. закончили строительство сети совместной дальней радиозащиты. Работа шла на основе двухсторонних договоров.

 

Страна Количество дальних РПП Количество передатчиков
СССР 13 >100
Чехословакия    4 35
Польша    3 ~20
Болгария 2÷3 ~30
ГДР 1÷2 10÷15
Всего: 23÷25 ~200

На советских РПП дальней радиозащиты в основном использовались КВ передатчики мощностью 50÷120 кВт, на некоторых объектах – до 500 кВт. На РПП дальнего действия стран Восточной Европы работали передатчики мощностью 20÷50 кВт, поэтому было трудно поддерживать баланс по объему глушения между государствами. Например, в 1956 г. чехословацкие передатчики вели радиоподавление на Польшу в общей сложности до 24 час. в сутки, а польские на Чехословакию – всего 10 час. В 70-е годы СССР транслировал помехи на ЧССР в объеме 33 тыс. кВт/час. в сутки (показатель включает умножение мощности и продолжительности работы передатчиков), а Чехословакия на СССР – всего 16 тыс. кВт/час.

 

Кроме того, в Советском Союзе имелся большой резерв: во второй половине 80-х работали 64 радиоцентра с 327 КВ передатчиками мощностью: 50÷120 кВт – 260 ед., 200÷250 кВт – 35 ед., 500÷1000 кВт – 32 ед.

 

Расскажем подробнее о технических характеристиках РПП дальней радиозащиты № 903 в составе радиоцентра Большаково Калининградской обл., введенного в строй в 1975 г. На данной РПП установили 9 связных передатчиков «Пурга» производства Красноярского радиозавода. Их мощность в режиме А3Е – около 50 кВт, в режимах ОБП и ТЛГ – до 80 кВт. Было смонтировано 9 антенн типа «СГДП» (на одну возможно сложение всех передатчиков), 2 антенны типа «СГДП 1/4» (сложение до 4 передатчиков), 14 ромбических антенн «РГЛ» и две «ВГДШ». Азимуты антенн: 70°, 83°, 118° – на разные регионы СССР, 205° – на Польшу и Чехословакию, 245° – на ГДР. После прекращения глушения радиостанцию в 1989 г. начали использовать для иновещания на немецком (245°), польском (205°), французском (245°) языках, а также для трансляции «Маяка» (83° и 118°). Работали отдельные (60 кВт) и сдвоенные (120 кВт) передатчики.

Многие вещательные радиостанции были укомплектованы оборудованием для постановки помех. На главном литовском радиоцентре Cиткунай имелся спецприбор «Зенит-2» – ДСВ модуляторо для передатчика “Вихрь” (“РВ-120”, 500 кВт). Получив указание от ККП каунасского объекта № 603, дежурная смена должна была перестроить передатчик на частоту радиоподавления. Это разрешалось только во время ночного перерыва трансляции I программы Литовского радио в 01:00-05:00. Подать звуковой сигнал для глушения могли либо с блока ГМД, либо с ККП («Маяк» или речеподобный сигнал).

6 ноября 1954 г. зам. уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР Стрелков писал в ЦК КП Литвы тов. Нюньке: “За последнее время усилилась антисоветская пропаганда по радио на средних волнах (частота 1195 кГц, языки: литовский, русский, польский, украинский и латышский), которые особенно прослушиваются в часы 18:00-22:00. Имеющихся специальных средств для борьбы с антисоветским вещанием на частоте 1195 кГц недостаточно, для этой цели в гор. Вильнюс может быть использован средневолновый передатчик “РВ-92”, который в это время передает программу комитета Радиоинформации Литовской ССР. Прошу Вашего разрешения о использовании радиовещательной станции “РВ-92” ежедневно с 18 до 22 часов и снятии программы комитета Радиоинформации в эти же часы”. В просьбе было отказано. На письме поставлена резолюция: “Вопрос решен. Забивать другими средствами”.

В начале 60-х на вильнюсской р/с (Виршулишкес) установили 10-киловаттный связной передатчик «Ураган» промежуточного диапазона (1÷3 МГц), снятый с военного корабля. Он позволил глушить СВ трансляции BBC, VOA и радио Тираны. В 1965 г. передатчик модернизировали для трансляции программы «Маяк» на частоте 1430 кГц, но и после этого по требованию ККП его ежедневно перестраивали на частоту 1394 кГц для получасовых сеансов подавления радио Тираны.

В 1973 г. функцию СВ глушения перенял объект № 600. Четыре 5-киловаттных связных КВ передатчика «КВ-5» и «Вяз» на р/с Виршулишкес работали по заказу республиканского центрального телеграфа (90% времени), штаба гражданской обороны и только до 10 часов в месяц – в режиме постановки помех, когда на “600-ом” не хватало мощностей. Связь проводили с ромбической и дипольными, глушили – с дипольными антеннами «ВГДШ».

Технический уровень сети радиоподавления был не на высоте. В 1975 г. ведомственная газетка «Кауно радистас» писала, что на объекте № 603 не хватает цоколей радиоламп ГУ-50, монтажного провода, измерительных приборов. Передатчики «КВ-5» почти четверть века идут без кап. ремонта, физически и морально устарели, часто ломаются, да и антенны нужно менять из-за многократных срывов проводов. Согласование с диполями «ВГДШ» давалось с трудом, вместо 5 кВт выжымали половину, а то и меньше. Даже в пределах города не хватало уровня помехи. На незакрытые частоты приходилось ставить по два передатчика.

Вспоминаются случаи, когда во время перегона видеоинформации из Каунаса в Москву объект № 603 давал наводку на аппаратуру союзной радиорелейной линии. Чтобы обеспечить качество телевизионной трансляции, приходилось временно отключать передатчики РПП. В 1958 г. здесь пришлось выключить передатчики глушения в диапазоне 13 метров, потому что их 3-я гармоника наводила помеху на слабый сигнал изображения Вильнюсской телестанции (в то время ретранслятора в Каунасе еще не было).

КГБ следил за чистотой эфира, до приема на работу проверял «идейно-политическую надежность» новых работников. Однажды выяснилось, что родители электромеханика после войны были сосланы в Сибирь. Человека перевели в другой цех. Персонал 603-го и ККП имел допуск (уровень секретности) третьей степени. Все знали, что среди сослуживцев есть стукачи. Раздражение КГБ и партийных органов вызывали “дыры” в эфире. Особенно плохо дела обстояли в сельской местности.

В середине 80-х в Литве собирались строить новые РПП в пригородах Вильнюса и Паневежиса, но был сооружен только последний. Несмотря на упущения, в целом эффективность системы радиоподавления была высокая. По сравнению с “Радио Свобода”, которую в СССР слушали более 7 млн. человек, у “Немецкой волны”, “Би-Би-Си” и “Голоса Америки” (в 1973-1980 г. они звучали в чистом эфире) аудитория была в 1,5÷3 раза больше. В 1991 г. после снятия помех популярность “Свободы” возросла в 4 раза и достигла 30 млн. слушателей.

По данным мониторинга западных экспертов, в июле-октябре 1981 г., когда все ниже перечисленные р/с подвергались глушению, их слышимость на территории СССР была такова (%):

 

Хорошая

Средняя

Плохая

Не слышно
RFE/RL

VOA

BBC

DW

1

3

1

4

6

31

14

29

20

45

27

20

73

22

58

47

 

Как видим, в среднем в 28% случаев прием был значительно затруднен, а в 50% – невозможен. В соцстранах дела обстояли лучше. Ниже в таблице приводим данные 1977 г. об аудитории RFE/RL.

 

Страна

% слушателей

Наличие и характер помех

Румыния

Венгрия

Польша

Чехословакия

Болгария

57

49

46

34

24

Без помех

Помехи от одной украинской РПП

Дальнее глушение из СССР*

Мощное глушение внутри страны и из СССР

Мощное глушение внутри страны и из СССР

* Кроме диапазона 13 м

Для глушения использовались и вещательные передатчики – во время, свободное от трансляции радиопрограмм. Организационную структуру советской системы связи многократно меняли. Мощные РПП дальней радиозащиты, будучи в составе союзных узлов радиовещания и радиосвязи (СУР) или как отдельные радиоцентры, напрямую подчинялись союзному Минсвязи. Городские объекты, как правило, были составными частями (цехами) местных предприятий связи, подотчетных министерствам связи союзных республик.

До начала 60-х годов применяли выборочное радиоподавление: помехи включали только на определенные промежутки времени, иногда лишь на 1-2 минуты по нескольку раз в час, в зависимости от содержания текущей передачи. Москва круглосуточно слушала эфир и отдавала оперативные указания для РПП по телетайпу и КВ радиоканалам (эфирный маркер «У»). В командах указывались частоты и продолжительность сеанса постановки помех. По данным американской радиомониторной службы в Хельсинки, СССР выборочно глушил передачи VOA на русском и украинском языках с 16 апреля 1957 г. по 18 июня 1963 г. Такой сложный, трудоемкий метод не оправдал себя и от него отказались, когда Советский Союз впервые временно снял помехи с программ BBC, DW и VOA на языках народов СССР и стран Балтии. C той поры программы определенных зарубежных станций глушили на протяжении всего времени их работы в эфире и на всех частотах.

В зависимости от степени «враждебности» передач, cтанции, вещавшие на СССР, подразделялись на три категории:

(1) Радио «Свобода», «Голос Израиля», радио Тираны и “Свободную Россию” глушили электронным шумом ГМД, с 1976 г. – речеподобным сигналом. Звуковой сигнал ГМД состоял из шума I генератора (135 Гц), колебающегося на частоте II генератора (3 Гц), сложенного с шумом III генератора (320 Гц), колебающегося на частоте IV генератора (5 Гц);

(2) BBC, DW, VOA, радио Китая и радио Кореи: сначала их глушили электронным шумом, а с 3 августа 1964 г. – музыкально-информационной программой «Маяк». Передатчики работали в режиме частотной телефонии F3, преимущество которого – широкая (16 кГц) полоса, высокий уровень модуляции и искаженный звук “Маяка” на бытовых приемниках;

(3) Р/с Швеции, Канады, Югославии, Франции, Египта, Италии и другие, в передачах которых не было острой критики в отношении властей СССР, после 1963 г. не подвергались глушению.

С 1976 г. ГМД постепенно заменили на “речеподобный сигнал”, смонтированный из коротких (0,5÷5 cек.) фрагментов мужского и женского голоса дикторов Всесоюзного радио. Его звучание напоминало рокот толпы. Для рассылки на все ККП сигнал тиражировали в ленинградском доме звукозаписи (ленты “типа 10” на лавсановой основе, ширина 6,25 мм, толщина 37 мкм, катушки № 15, скорость 9,53 см/сек, 1 дорожка, звучание 65 мин.). Так как имевшиеся на ККП жесткие трехмоторные магнитофоны “Тембр” быстро растягивали ленты, вместо их применили устройства «АПСВ», где cпиральную магнитозапись с дорожки крутящегося диска считывали две магнитные головки на тонармах.

По сравнению с монотонным шумом ГМД “речеподобный сигнал” сильнее раздражал слушателей и не поддавался отфильтровке. Позднее сотрудник института общественных наук при ЦК КПСС В. Ярошенко предложил использовать в качестве помехи передачу накрываемой радиостанции с задержкой звука на несколько секунд. Минсвязи отвергло идею, опасаясь сложности приема и паспределения по РПП программ забиваемых радиостанций.

Дважды в минуту шум ГМД и речеподобный сигнал прерывался позывным, составленным из двух букв азбуки Морзе. Каждой городской РПП был присвоен индивидуальный позывной. До конца 60-х позывные меняли в полночь по московскому времени с 4 на 5 и с 19 на 20 число. Это начали делать после того, как узнали о существовании американского комитета ТЕАC (Technical Evaluation Advisory Committee) из представителей RFE, RL, VOA и ЦРУ. Комитет составил карту сети радиоподавления Советского Союза и соцстран. Западные радиомониторные службы зафиксировали более 500 позывных.

В 70-е позывные стали менять редко. Вильнюсский объект № 600 между 1976 и 1988 г. тоько однажды поменял позывной с «БЛ» на «ЛМ». Позывные были нужны для опознания работы отдельных РПП. Операторы ККП докладывали центральному пункту управления о приеме сигналов РПП других городов. Например, Вильнюс мог зафиксировать позывной, по которому Москова определяла, что какой-нибудь   украинский объект вовремя не сошел с частоты радио «Свобода» и cоздал помехи «Родине». Это означало неприятности для смены провинившегося ККП.

Радиовещательным передатчикам присваивали позывные из серии «РВ» (в эфир они не передавались). Например, «РВ-848» был 200-киловаттный КВ передатчик типа «Снег-М» радиоцентра Поповка Ленинградской области. (Напомним, что отсюда в 1971-1988 г. вели радиоподавление польских передач RFE со позывным «1Г»). После снятия помех многим передатчикам бывших РПП выдали «гражданские» позывные. Так, «РВ-1291» обозначил 80-киловаттную «Пургу» на объекте № 903 р/с Большаково в Калининградской области.

Что касается позывных мощных «восьмисотых» радиоцентров, то есть два варианта: либо им давали общий для всех передатчиков позывной, либо – по отдельному для каждого передатчика. Позывные поступали на передатчики от электромеханических устройств. Крутящийся от электромотора диск с вырезами дважды в минуту замыкал контакты, прерывая шум ГМД (или речеподобный сигнал) и вставляя тон генератора двухбуквенного позывного. Такие устаревшие «машинки» потом заменили на более совершенные изделия с фотоэлементами.

До наступления времен спутниковой связи VOA посылал программы в ретрансляторы по КВ РРЛ через узловой радиоцентр Гринвилл в Северной Каролине. Передачи русской службы VOA выходили в эфир через р/с Вуфертон   (Великобритания), Мюнхен-Исманинг (Германия), Kaвала (Греция) и Taнжер (Марокко). В Гринвилле шесть 50-киловаттных связных передатчиков работало в режиме двух независимых боковых полос с подавленной несущей.

Что касается вопроса, ставил ли СССР помехи на КВ радиорелейные линии, то мнения экспертов противоречивы. До 1975 г. для РРЛ VOA были характерны часто возникавшие шумы и обрывы, будь-то от искусственных помех или из-за слабого прохождения радиоволн над Атлантикой во время возмущений ионосферы. Русская служба VOA записывала концерты попмузыки на виниловые пластинки и рассылала их по ретрансляторам, чтобы адресаты в СССР могли слушать музыку без треска межконтинентальной РРЛ.

Первые признаки смягчения радиоцензуры появились в июне 1986 г., когда работавший «на экспорт» советский журналист Владимир Познер в одной из телепередач США заявил: «Глушение было контрпродуктивным». В конце того же года на встрече в Исландии Михаил Горбачев предложил Рональду Рейгану нечто вроде обмена. Пусть коммерческие станции США начнут ретранслировать Московское радио на английском языке, а в ответ СССР снимет помехи с VOA (но не с RFE/RL). Идею пытались развить Александр Яковлев и Чарльз Уик, но у них ничего не вышло.

Еще раз вернемся к письму в ЦК КПСС Е. Лигачева и В. Чебрикова от 5 сентября 1986 г.: “Передачи неправительственных радиостанций “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, а также радиостанций “Немецкая волна” и “Голос Израиля” имеют откровенно антисоветский характер и изобилуют злобной клеветой на советскую действительность. Радиостанции же “Голос Америки” и “Би-Би-Си” подают свои материалы, как правило, тенденциозно, с антисоветских позиций, стараясь при этом придерживаться объективистского подхода к освещению событий и фактов международной жизни, политики, экономики и культуры. Пропагандистские материалы радиостанций “Радио Пекин” и “Радио Корея” недружественны по отношению к СССР, но мало убедительны, а подача их осуществляется предвзято и примитивно”.

Далее, ссылаясь на “проделанную значительную работу по расширению гласности” после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, рекомендуется прекратить глушение “Голоса Америки”, “Би-Би-Си”, “Радио Пекина” и “Радио Кореи”, а “высвобождающиеся при этом технические средства использовать для более качественного и надежного глушения радиостанций “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, “Немецкая волна” и “Голос Израиля”. Представляется также целесообразным часть технических средств использовать для расширения советского вещания на капиталистические страны”.

Надо отдать должное М. Горбачеву, который на этом не остановился. Помехи покинули BBC 21 января 1987 г., VOA – 23 мая 1987 г. Генсек понимал, что политика гласности не вяжется с цензурой, и в ноябре 1988 г. добился решения Политбюро ЦК КПСС о полном снятии радиопомех. 8 декабря 1988 г. М. Горбачев на пленарном заседании ООН в Нью-Йорке заявил: «В контексте хельсинкского процесса рассматриваем и снятие помех для передач всех иностранных р/с, вещающих на Советский Союз». Все советские РПП были выключены в полночь по московскому времени со вторника, 29 ноября, на среду, 30 ноября 1988 г. Интересно, что приказ министра связи СССР № 38с «О прекращении с 30 ноября 1988 г. глушения зарубежных р/с, ведущих вещание на Советский Союз» был подписан только 19 декабря , спустя 11 дней после выступления М. Горбачева и спустя 20 дней после прекращения глушения. Позднее еще наблюдались случаи применения «техники близкого прилегания» – вещания на частотах «Свободы» или на прилегающих к ним.

После 1989 г. некоторые передатчики бывших РПП арендованы для BBC, DW, RFE/RL и VOA. Часть радиосредств, использовавшихся для глушения, сейчас не работает, но содержится в хорошем состоянии. По сообщению «Фонда защиты гласности», московское издательство «Палея» в ноябре 1997 г. направила на «Свободу» ультиматум: если радиостанция не перестанет «оскорблять национальное достоинство народов России», то «Палея» начнет выборочное глушение в Москве и Санкт-Петербурге. В том же году американский ученый Джэми Метцл предложил создать мобильную службу радиоподавления при ООН. По мнению автора идеи, массовые убийства и зверства, совершенные в отношении руандийского народа тутси, подстрекались радиоголосом воинствующих хуту. Жертв было бы гораздо меньше, если бы международная общественность своевременно нейтрализовала подрывную станцию.

В октябре 2002 г. президент России В. Путин отменил указ президента Б. Ельцина от 1991 г., гарантировавший для радио «Свобода» предоставление «необходимых каналов связи». Декрет В. Путина создал юридические предпосылки для упразнения лицензий ретрансляторам русской службы RFE/RL в России. Анонимная общественная группа в 2003 г. на интернетном сайте под лозунгом “Нет русофобии в России!” требует “закрытия штаб-квартиры радио “Свобода” в Москве, запрета трансляции на средних волнах передач радио “Свобода”, “Немецкой волны”, “Голоса Америки” и глушения всех антирусских передач во всех диапазонах”.

В 1997 г. мы обратились к заместителю председателя Государственного комитета по связи и информатизации Российской Федерации А. Батюшкину c просьбой рекомендовать экспертов по теме радиоподавления. К сожалению, таковых найти не удалось. Ответное письмо от 8 октября 1997 г. завершается словами: «B связи с принятием правительственных решений, работы по «радиоглушению» в 1988-1989 г. были закончены, объекты перепрофилированы, эксплуатационно-техническая и нормативная документация уничтожены, оборудование списано».

Пытался ли кто нибудь в Советском Союзе протестовать против ограничений доступа к потоку международной радиоинформации? Ответа на этот вопрос следует искать в материалах Самиздата. При наличии эфирных помех советские граждане могли писать жалобы в инспекции электросвязи по месту жительства. Однако 5 пункт «Инструкции о порядке приема и рассмотрения заявлений на индустриальные помехи радиоприему» гласил, что «по заявлениям на помехи приему радиовещания в ДВ, СВ и КВ диапазонах меры по устранению помех принимаются в случае неудовлетворительного приема только тех р/с, которые предназначены для обеспечения вещанием зоны, в которую входит данная область (край, республика)». Конечно, передачи западных станций и были предназначены для «обеспечения вещанием» большей части территории СССР, но жалобы на помехи зарубежным голосам означали неприятности для их авторов, в какой «зоне» они бы не жили.

 

ФОТОГРАФИИ

ЗВУКИ

 

СОКРАЩЕНИЯ

 

АМ – амплитудная модуляция

АПСВ – аппарат подачи сигналов вещания

ВГД(Ш) – вибратор горизонтальный диапазонный (шунтовый)

ГМД – генератор мешающего действия

ДВ – длинные волны

КВ – короткие волны

ККП – контрольно-корректировочный пункт

ОБП – одна боковая полоса

ПКВ – передатчик коротковолновый радиовещательный

ПКМ – передатчик коротковолновый магистральной радиосвязи

РВ – радиовещательный

РПП – радиостанция постановки помех

РПУ – радиоприемное устройство

РРЛ – радиорелейная линия

р/с – радиостанция

СВ – средние волны, средневолновый

СГД – синфазная горизонтальная диапазонная антенна

ТЛГ – радиотелеграфный

УКВ – ультракороткие волны, ультракоротковолновый

 

BBC – British Broadcasting Corporation

DW – Deutsche Welle

IBB – International Broadcasting Bureau

RFA – Radio Free Asia

RFE, RL, RFE/RL – Radio Free Europe/Radio Liberty

RIAS – Radio in the American Sector

VOA – Voice of America

 

 

 

ОБ АВТОРЕ

 

 

 

 

Римантас Плейкис, 1957 г. рожд., по образованию – радиожурналист. Преподавал на кафедре журналистики Вильнюсского государственного университета, был внештатным автором службы иновещания Литовского радио. В 1989 г. учредил первую независимую р/с «М-1». Был главным редактором коммерческой р/с «Radiocentras». Депутат парламента Литвы в 1996-2000 г., министр связи в 1996-1998 г., член парламентского комитета национальной безопасности и обороны. Координатор проекта «Радио Балтийские Волны».

 

 

SUMMARY

 

 

“Radio Censorship” is focused on technology of radio broadcast jamming. The USSR and satellite countries operated more than 1,600 jamming transmitters, ranging in power from 1,000 to 500,000 Watts. The article describes cross-border jamming network of the USSR, Poland, Czechoslovakia and Bulgaria. In 1951-1988 the main jamming targets were Radio Free Europe, Radio Liberty, Voice of America, BBC, Deutsche Welle, Voice of Israel, Radio Tirana and Radio Beijing. The author, Rimantas Pleikys, is a radio journalist and manager.

 

 

     КНИГИ, СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМА

 

 

  1. “A History of Jamming”. Radio Liberty Research, 17.09.1965
  2. Alexandrov V., deputy director general, General state supervisory department for communications of the Russian Federation. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в СССР], 16.04.1998
  3. Alm O., “Radio Moscow’s European Transmitter Sites”. Radiomaailma, № 6-7, 1994
  4. Alm O., Письма Р. Плейкису, 7.07.1998 [отзыв о книге “Jamming”]; 21.07.1998
  5. “Analysis: Iran Reported “Jamming” Opposition TV”. BBC Monitoring Media Services, 16.06.2003
  6. “A Review of Jamming in Relation to RFE (Before and After August 21, 1968)”. Radio Liberty Research, 15.11.1968
  7. Article 19, United Nations Declaration of Human Rights
  8. Bagušauskas J., “Užsienio radijo laidos tautos kovoje dėl laisvės sovietinio režimo metais”. Genocidas ir rezistencija, 2001, № 2 (10)
  9. Baran J. Письмо Р. Плейкису [о радиоподавлении в Польше], 16.06.1997
  10. “Beijing Using Australian Backed Radio Station to Jam Voice of Tibet”. ABC via World Tibet Network News, 8.08.1996
  11. Biener H., ”Jamming Against Religious Broadcasting”. Clandestine Radio Watch, 12.06.2001
  12. Boender A., “Worldwide Jamm Session”. World Utility News/Numbers&Oddities, 28.01.1998
  13. Boháć J., “Jamming Station Praha – Petrin”. Письмо Р. Плейкису, 5.11.2000
  14. Boháć J. Письмо Р. Плейкису [позывные РПП Чехословакии], 2000
  15. “Bomb damage assessment photo of the Tikrit Radio Jamming Station, Iraq”. Defence Link, U.S. Department of Defence, 17.06.1998
  16. “China Blocks Information”. Editorial, Voice of America, 12.05.2000
  17. “China Unapologetic Over Radio Jamming Charges”. World Tibet Network News, 20.08.1997
  18. Critchlow J., “Radio-Hole-in-the-Head/Radio Liberty”. American University Press, 1995
  19. Cultuclu L. Письмо О. Альму [о радиовещании и глушении в Молдове], 23.08.1995
  20. Drygas M. Głos nadziei. Drygas Production/TVP SA, 2000. Телевизионный документальный фильм [о польской службе радио “Cвободная Европа”]
  21. Edwards W. [О радиоглушении]. Radio Liberty Research, 07.1976
  22. Elliot K., “China Blocks Radio Related Web Sites”. VOA Communications World, 1.09.2001
  23. Enos M. Письмо Р. Плейкису [запись радиоподавления], 18.12.1998
  24. “Eritrean Radio apparently being jammed by Ethiopia”. BBC Monitoring (via DX Listening Digest), 4.03.2000
  25. Esten P., “Jamming Against RFE Programs”. Radio Liberty Research, 6.07.1971
  26. Eyal J., “Recent Developments in the Jamming of Western Radio Stations Broadcasting to the USSR and Eastern Europe”. Radio Liberty Research, 23.11.1987
  27. Fackler M., “China Tries to Jam Foreign Radio”. The Associated Press, 27.03.2001
  28. Fernmeldetechnisches Zentralamt, Deutsche Bundespost, “Störsenderpeilungen auf Kurzwellenfrequenzen von RFE/RL”. Письмо и карты радиопеленгации, 19.11.1981
  29. Forbes M., Jr. “Lifting the Electronic Curtain – for Now”. Forbes, 12.1988
  30. “Former Belorussian Jamming Transmitters to Be Used for Domestic Radio Broadcasts”. Zvyazda, 3.02.1989 [Перевод с белорусского]
  31. French H., “Cubans Parade Hardware to Jam TV Marti”. New York Times, 4.04.1990
  32. Gates R., “From the Shadows: The Ultimate Insider’s Story of Five Presidents and How They won the Cold War”. Simon&Schuster, 1996
  33. Gawlikowski L. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в Польше], 11.01.2003
  34. Gemeinert H., “Jamming Activity Against RFE Polish Programs”. Radio Liberty Research, 14.06.1971
  35. “Generators of Interference”. Посев, 12.1975 [Перевод с русского]
  36. Gleason A., “Totalitarianism: The Inner History of the Cold War”. Oxford University Press, 1995
  37. Hallas I., “Radio Jamming”. http://www.okupatsioon.ee 3.05.2000
  38. Haubenberger G. Письмо Р. Плейкису [о мониторинге западного вещания на ССС], 13.11.1998
  39. Henzler M., “Radio trzeszcząca Europa”.       http://polityka.onet.pl       2002.08
  40. “Impact of Jamming on the Reception of RFE/RL programs”. Radio Liberty Research, 29.01.1982
  41. Jacobs G. Письмо Р. Плейкису, 13.10.1993
  42. Jaeger H., “The History and Methods of Jamming”. Neue Zürcher Zeitung, 22.06.1974 [Перевод с немецкого]
  43. “Jamming – 1980”. Radio Liberty Research, 1980
  44. “Jamming – a Technical Response to a Political Problem”.     http://monitor.ibb.gov/jamming IBB
  45. “Jamming of Western Radio Broadcasts to the Soviet Union and Eastern Europe”. Office of Research, United States Information Agency, 1983
  46. “Jamming”. Radio Liberty Research, 30.09.1980
  47. Jędrzejewski S., wiceprezes, Polskie Radio S.A. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в Польше], 11.02.1997
  48. Jensen D., “When Radio is Forbidden”. Passport to World Band Radio, 1990
  49. Johnson D., “A Survey of Radio Moscow Facilities Along the Trans-Siberian Railway From Khabarovsk to Novosibirsk”. 1984
  50. Johnson D. Письмо Р. Плейкису [отзыв о книге”Jamming”], 28.07.1998
  51. Johnson H. [Радиоглушение во Вьетнаме]. CDX № 334, 9-12.02.2001
  52. “75 Jahre Rundfunk in Deutschland”. Infosat, № 130, 01.1999
  53. Król M., “Listening Through the Jamming”. Tygodnik Towszechny.
  54. “Kurdish MED-TV Jammed, Foul Slay suspected”. Press release, MED Broadcasting Ltd., 2.07.1997
  55. Lauk E., “Practice of Soviet Censorship in the Press”. Nordicom Information, № 3, 1999
  56. Lehtoranta V. Письма Р. Плейкису [данные о позывных советских РПП], 30.07.1998; 3.06.1999
  57. Leinwoll S., “Freedom’s Radio”. Electronics Now, 09.1997
  58. Leinwoll S., “Jamming – past, present, and future”. World Radio and TV Handbook, 1980
  59. Leinwoll S., “Jamming: the End of an Era?” Radio-Electronics, 06.1989
  60. Leinwoll S, “The Soviet Jamming System and the Future of Jamming”. Radio-Electronics, 10.1989
  61. Liatukas V., “Apie radijo trukdymus”. Письменное свидетельство, 01.1997
  62. Liatukas V., “Nepašersi – nevažiuosi”. Kauno radistas, № 3, 1978
  63. Lickus Z. Письма Р. Плейкису [о работе каунасского объекта № 603], 17; 31.01.2002
  64. Lisann M., “Broadcasting to the Soviet Union: International Politics and Radio”. Praeger, 1975
  65. “Local broadcasts to replace jamming facilities in Belorussia”. TASS, 26.05.1989
  66. “Locations of Emitters of Intentional Harmful Interference”, Table 8. International Telecommunications Union, 1985
  67. Lövström R. Информация о радиоподавлении “Свободной России”. Clandestine Radio Watch, 05.2001
  68. Ludwig K. Письмо Р. Плейкису [о забивке передач RIAS в ГДР], 19.10.1998
  69. Metzl J., “Rwandan Genocide and the International Law of Radio Jamming”. American Journal of International Law, vol. 91, № 4, 10.1997
  70. McIntyre P., “No Knowledge of Jamming Tibet Radio”. World Tibet Network News, 8.08.1996
  71. Michalski J. Информация [радиоpзащита в Китае]. Clandestine Radio Watch, 20.02.2002
  72. Mickelson S., “America’s Other Voice: The Story of Radio Free Europe and Radio Liberty”. Praeger, 1983
  73. Mickienė N. Стенограмма беседы [анализ финансовых затрат на радиозащиту в Литве], 5.2002
  74. Miglinas S. [Радиоподавление в Литве]. Lietuvių enciklopedija, XXIV tomas. Boston, 1961
  75. Nathanson M., Testimony before the subcommittee on International operations and Human rights committee on international relations. 28.02.2001
  76. Nelson M., “War of the Black Heavens: The Battles of Western Broadcasting in the Cold War”. Brassey’s, 1997
  77. Pangonis G., Ryšių ministerijos sekretorius. Письмо Р. Плейкису, 06.1996
  78. Parta E., Klensin J., “The Shortwave Audience in the USSR: Methods for Improving the Estimates”. Communications Research, 9, № 4. Sage Publications, 1982
  79. Pease L., “Jamming of RFE Broadcasts”. Radio Liberty Research, 23.06.1971
  80. Pietruski M. Письма Р. Плейкису [совместная радиозащита Польши и СССР], 27.04.2001; 8,9,29.01.2002; 7,18.03.2002; 3, 23.04.2002
  81. Pleikys R., “Empire of Noise”. Сценарий документального телевизионного фильма, 2003
  82. Pleikys R., “Jamming”. Книга. A. Jakšto spaustuvė, 1998
  83. Pleikys R., “Jamming Wall”. Monitoring Times, 1998, № 11
  84. Pleikys R., “Lenkiška polka”. Kalba Vilnius, 1998.02.20
  85. Pleikys R., “Polska Polka”. Świat Radio, 1997 №№ 9, 10, 11, 12; 1998 — № 1
  86. Pleikys R., “Radijo cenzūra Lietuvoje ir Sovietų Sąjungoje 1948-1988 m”. Genocidas ir rezistencija, 1999
  87. Pleikys R., “Radijo cenzūra Lietuvoje ir Sovietų Sąjungoje 1948-1988 m”. Lietuvos aidas, 1999.04.27
  88. Pleikys R., “Šaltojo karo muzika”. Tекст интервью по радио “Свобода”, 02.1999. Šiaurės Atėnai, 1999.02.13
  89. Pleikys R., “Triukšmo imperija”. Šiaurės Atėnai, 2002.01.05
  90. Pleikys R., “Zagłuszanie Radiowe w Polsce”. Świat Radio, 2003 № 1
  91. Puddington A., “Broadcasting Freedom: the Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty”. Lexington: The University Press of Kentucky, 2000
  92. Ramonas E., “Dėl radijo trukdymo stočių darbo”. Письменное свидетельство. 08.07.1997
  93. “Report of the Presidential Study Commission on International Radio Broadcasting: The Right to Know”. US Government Printing Office, 1973
  94. Rybus K., “Krótka informacja na temat zagłuszania RWE”. Справка. http://homepages.msn.com/reporters/alley/krybus.jamming.htm
  95. Rybus K. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в Польше], 16.09.2000
  96. Safire W., “You’ve Got a Deal”. New York Times, 10.11.1986
  97. Sakagami Y., “Taliban Radio Targeted by Jamming and Air Strikes”. Clandestine Radio Watch, 9.10.2001
  98. Salmaniw W. Информация о радиоглушении на Кубе. Cumbre DX (via CDX 235), 2000
  99. Sennitt A., “Jamming: the Great Wall of China”. Radio Netherlands Media Network, 18.07.2001
  100. Shane S., “Dismantling Utopia: How Information Ended the Soviet Union”. Ivan R. Dee, 1994
  101. Sheymov V., “Tower of Secrets”. Annapolis: Naval Institute Press, 1993
  102. Short K., “Western Broadcasting over the Iron Curtain”. St. Martin’s Press, 1986
  103. Slobodian R. Письмо [экспериментальная сверхмощная КВ трансляция из Украины], 21.11.2001
  104. Slobodian R., “The Lviv Radio Jamming Station”, письмо Б. Трутенау
  105. Snyder A., “Warriors of Disinformation”. Arcade Publishing, 1995.
  106. Sosin G., “Sparks of Liberty”. The Pennsylvania State University, 1999.
  107. Sowers M., Hand G., Rush C., “Jamming to the HF Broadcasting Service”. IEEE Transactions on Broadcasting, vol. 34, № 2, 06.1988
  108. State Department, “Issue Paper on Jamming”, 28.08.1986
  109. “Status of jamming”. Аналитический обзор, карты радиопеленгации. Radio Liberty Research, 09.1965
  110. “Störsenderpeilungen auf Kurzwellenfrequenzen von RFE/RL”. Fernmeldetechnisches Zentralamt, 19.11.1981
  111. “Tibet/Norway: Beijing Jams Tibetan Radio Service”. IFEX Communiqué Online, № 14, 16.10.2001
  112. Tomek P., “Rušení zahraničního rozhlasového vysílání pro Československo”. Sborník k problematice zahraničních vztahů čs. Komunistického režimu, 2002
  113. Trutenau B. Письма Р. Плейкису, 19.06.2001; 8.05, 25.06.2002
  114. “Truth Is in the Air”. Economist, 6.06.1987
  115. Tumanov O., “Tumanov: Confessions of a KGB Agent”. [Перевод с русского]. Edition Q, 1993
  116. Urban G., “Radio Free Europe and the Pursuit of Democracy: My War Within the Cold War”. Yale University Press, 1998
  117. “U.S. Broadcasting to the Soviet Union”. Helsinki Watch Committee, 1986
  118. “VOA Farsi Broadcast Jammed”. VOA Press Release, 10.02.2000
  119. Walcutt D. Письмо Р. Плейкису [радиозащита в СССР и Восточной Европе], 25.03.1997
  120. “Watch of Jamming Activities”. World Utility News, 11.2001
  121. Wattenberg B. Statement, hearings before a House Subcommittee on Appropriations, 27.02.1985
  122. Werkhausen, “Jamming of RFE’s Polish language programs”. Письмо Р. Плейкису, 23.04.1997
  123. Wettig G., “Broadcasting and Détente”. C. Hurst, 1977
  124. Whelan J., “Radio Liberty: A Study of Its Origins, Structure, Policy, Programming, and Effectiveness”. Library of Congress, Congressional Research Service, 1972
  125. Whitefield M., “Cuba Displays Its ability to Jam TV Marti”. Miami Herald, 3.04.1990
  126. Wojtynski B., Dyrektor Biura Gospodarki Częstotliwościowej. Письмо Р. Плейкису [радиозащита в Польше], 11.01.1991
  127. Zieliński A., Minister Lączności. Письмо Р. Плейкису [радиозащита в Польше], 3.01.1997
  128. Žemaitytė J. Письмо Р. Плейкису [отзыв о книге “Jamming”], 18.05.2000
  129. Алексейчик С. Информация [о строительстве станции телевизионных помех в Гродно]
  130. “Анализ основных показателей цехов Лит. ССР за III-й квартал и 9 месяцев 1988 г.” Литовский радиотелевизионный передающий центр
  131. Батюшкин А., зам. председателя Гос. комитета по связи и информатизации Российской Федерации. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в СССР], 8.10.1987
  132. Батюшкин А. Стенограмма телефонного разговора с Р. Плейкисом, 10.04.1997
  133. Белянин Н., уполномоченный министерства Связи СССР по Литовской ССР. Письмо секретарю ЦК КП(б) Литвы А. Москвинову, 29.09.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 260
  134. Бережкова С., “Радио “Свобода” в системе международного радиовещания на русском языке (1988-1994)”. Диссертация. Факультет журналистики МГУ, 1995
  135. Воителев С. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в СССР], 8.05.2002
  136. Глубоков С. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в СССР], 17.10.2003
  137. “За кулисами “Радио Свобода”. Международные отношения, 1974
  138. Зубарев Ю., директор НИИР. Письмо Р. Плейкису [о радиозащите в СССР], 9.04.1997
  139. Иванов Ф., вице-президент Национальной радиокомпании Украины. Письмо Р. Плейкису, 26.04.2002
  140. “Инструкция о порядке приема и рассмотрения заявлений на индустриальные помехи радиоприему”. Минсвязи СССР, 24.11.1967
  141. Sweden calling DX’ers. Radio Sweden, 1982
  142. Кондратьев C. Письмо в передаче П. Михайлова “Клуб DX”. Голос России, 6.06.2001
  143. “Краткая история для тех, кто не знает или слишком быстро забыл”. Бюллетень Си-Би, № 4. 08.1995
  144. Крестьянинова Н. Стенограмма телефонного разговора с Р. Плейкисом, 7.04.1997
  145. “Критика буржуазной идеологии и контрпропаганда”. АН СССР, Институт социологических исследований, 1985
  146. Кулыгин В., секретарь Клайпедского обкома КП(б) Литвы. Письмо секретарю ЦК КП(б) Литвы А. Снечкусу, 30.11.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 264
  147. Лигачев Е., член Политбюро ЦК КПСС; Чебриков В., председатель КГБ СССР, “О прекращении глушения передач радиостанций “Голос Америки”, “Би-Би- Си”, “Радио Пекин” и “Радио Корея”. 25.09.1986. РГАНИ, ф. 89, оп. 18, д. 105, л.л. 1-2
  148. Лицкувене И. Конспект служебного инструктажа операторам КПП РПП, 1985
  149. Мезин Д. Письмо Р. Плейкису [о глушении Радио Кореи в СССР], 21.09.1998
  150. Мишин Н., “Высказывание директора издательства “Палея”. Glasnost Defence Foundation, 12.11.1997
  151. Осипов А. Список позывных советских РПП, 07.1997
  152. Панфилов А., “Радио США в психологической войне”. Международные отношения, 1967
  153. Пипия Б., “Эфир без “черных дыр”. Правда, 15.03.1989
  154. Письмо зам. уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР Стрелкова секретарю ЦК КП Литвы Нюньке, 11.11.1954. LYA, f. 1771, ap. 192, b. 18, l. 122
  155. Письмо министра связи Литовской ССР Н. Белянина в ЦК КПСС, 4.01.1958. LYA, f. 1771, ap. 194, b. 10, l. 4
  156. Плейкис Р., “Радиоцензура”. Baltijos kopija, 2002
  157. Постановление Бюро ЦК КП Литвы, 23.09.1954. LYA, f. 1771, ap. 190, b. 9, l. 59
  158. Постановление Совета Министров Литовской ССР и Центрального Комитета КП Литвы № 663cс “О мерах борьбы с антисоветской пропагандой по радио”, 23.09.1954. LYA f. 1771, ap. 190, b. 9, l. 55.
  159. Приказ министра связи Литовской ССР В. Кузьмы № 1 [о прекращении радиозащиты], 23.01.1989
  160. Псурцев Н., министр связи СССР. Письмо секретарю ЦК КП Литвы А. Снечкусу, 18.04.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 233
  161. Псурцев Н., министр связи СССР. Письмо секретарю ЦК КП Литвы А. Снечкусу, 18.11.1952. LYA, f. 1771, ap. 133, b. 8, l. 7
  162. Радиоглушение в Северной Корее. Clandestine Radio Watch, 16.12.1999
  163. Снечкус А., секретарь ЦК КП(б) Литвы. Письмо министру Связи СССР Н. Псурцеву, 30.03.1951; справка “О работе радиостанций “Би-Би-Си” и “Голос Америки” и радиосредствах, привлекаемых для забивки антисоветского вещания по Литовской ССР”, 20.03.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 244
  164. Снечкус А., секретарь ЦК КП(б) Литвы. Письмо секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову Г., 29.12.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 269
  165. Снечкус А., секретарь ЦК КП(б) Литвы. Письмо секретарю ЦК ВКП(б) М. Суслову, 2.04.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 231
  166. Снечкус А., секретарь ЦК КП Литвы. Письмо Центральному Комитету КПСС. 27.09.1954. LYA, f. 1771, ap. 192, b. 18, l.110
  167. Соседкин С. Письмо Р. Плейкису [о радиоглушении в Польше], 25.04.2002
  168. Справка “О положении с антисоветским вещанием на территории Литовской ССР”, 6.09.1954. LYA, f. 1771, ap. 192, b. 18, l. 62
  169. Стенограмма беседы с М. Андрющенко, и. о. зам. директора Департамента контроля Управления регулирования телекоммуникаций и почты Польши, состоявшейся 20.11.2003 в Центральной станции контроля радиоизлучений в Боруче
  170. Стрелков, зам. уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР. Письмо заместителю заведующего отделом транспорта и связи ЦК КП(б) Литвы А. Лощинину, 22.05.1951; справка “О работе радиостанций “Голос Америки” и “Би-Би-Си” и привлечении радиосредств Литовской ССР по борьбе с антисоветским вещанием, 22.05.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 253
  171. Стрелков, зам. уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР. Письмо секретарю ЦК КП(б) Литвы Нюньке, 11.12.1951. LYA, f. 1771, ap. 108, b. 9, l. 266
  172. Стрелков, и. о. уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР. Письмо секретарю ЦК ВКП(б) Литвы Нюньке, 4.02.1952. LYA, f. 1771, ap. 133, b. 8, l. 10]
  173. “Технический паспорт оборудования и сооружений радиобюро, коммутационно-распределительной аппаратной радиовещания и сводные данные по радиоцентру”. LYA, f. R-1014, ap. 3, b. 101
  174. Черенков А., заместитель министра Связи СССР. Письмо секретарю ЦК КП Литвы А. Снечкусу, 16.10.1954. LYA, f. 1771, ap. 192, b. 18, l.108
  175. Ярошенко В., “Черные волны”. Аргументы и факты, 1.04.1986

 

 

___________________

 

 

 

Консультациями, переводами, воспоминаниями, сбором информации и технической помощью написанию статьи «Радиоцензура» содействовали следующие лица, которых Р. Плейкис сердечно благодарит:

 

А. Батюшкин, А. Варбанский, К. Гусев, С. Дубавец, В. Жаров, В. Журин, А. Клепов, С. Колесов,

Н. Крестьянинова, О. Максименко, И. Мащенко, П. Михайлов, Г. Могильницкий, В. Орлов, А. Осипов,

И. Померанцев, В. Титарев, И. Толстой, А. Солдатов, С. Соседкин;

  1. O. Alm, M. Andruszczenko, J. Bóhać, V. Butrimas, J. Čepas, M. Drygas, G. Jacobs, L. Jonušys, A. Kita, О. Kopecka, J. Kozel, M. Król, H. Kuhl, P. Leškevičius, V. Lickus, I. Lickuvienė, R. Markevičius, S. Mason, N. Mickienė, M. Pietruski,
  2. Pleikys,E. Ramonas, J. Staniulis, A. Stelingis, R. Stirblys, G. Tamulis, B. Trutenau, D. Walcutt, S. Žilionis

 

 

 

 

 

Текст статьи “Радиоцензура”, изданной в мае 2002 г., дополняется автором по мере поступления новых сведений.

© Copyright: Rimantas Pleikys

Для перепечатки полного текста необходимо письменное разрешение автора. При цитировании обязательна ссылка на эту статью.

Адрес автора: «Радио Балтийские Волны», ул. Вивульскио, дом 7, каб. 405, Вильнюс 2006, Литва

Телефон +370-699-05074   Факс +370-5-2652532

Электронная почта: riplei@takas.lt

Интернетные сайты: www.is.lt/ratekona/jamming/jammingr.htm       radiocenzura.tripod.com

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.